Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
32
Слепой Пью
На uCrazy 9 лет 16 дней
Всячина

Птенцы "Орлицы"




Ровно 100 лет назад состоялось боевое крещение российской военно-морской авиации. Утром 4 июля 1916 года (по новому стилю) линкор "Слава" и эсминцы "Сибирский стрелок" и "Охотник" производили обстрел немецких береговых батарей у мыса Рагоцем на южном берегу Рижского залива. Воздушное прикрытие осуществляли четыре летающие лодки М-9 с гидроавиатранспорта "Орлица".


"Орлица" с открытыми ангаром, в котором видны летающие лодки
FBA, позже замененные на М-9


Примерно в 9 часов утра три немецких поплавковых гидросамолета "Фридрихсхафен" FF.33 и одна летающая лодка "Бранденбург" FB с гидроавиастанции на озере Ангерн попытались нанести бомбовый удар по кораблям.

В это время над эскадрой патрулировал М-9 с номером ЩС-12 под управлением пилота подпоручика А.Н. Извекова и бортстрелка унтер-офицера А.В. Назарова. При появлении над горизонтом вражеских машин на перехват стартовали еще три гидроплана, но Извеков, не дожидаясь, когда они наберут высоту, в одиночку вступил в бой, чтобы помешать немцам прицельно сбросить бомбы. В этом неравном бою наш экипаж погиб. Зажигательная пуля пробила бензобак, самолет вспыхнул, перевернулся, упал в море и быстро затонул.


Экипаж М-9 авиации Балтфлота. На носу самолета установлен
пулемет "Льюис" пехотного образца


Однако вступившие в схватку летающие лодки ЩС-11 (пилот мичман Б. Щепотьев, стрелок унтер-офицер А.А. Шепелев), ЩС-13 (пилот лейтенант С.А. Петров, стрелок унтер-офицер Н.П. Коршунов) и ЩС-14 (пилот мичман Г.Г. Карцев, стрелок механик Яранцев) сумели сравнять счет. ЩС-13 с близкой дистанции расстрелял из пулемета "Фридрихсхафен" со "зловещим" бортовым номером 666. Германский экипаж в составе пилота лейтенанта фон Зибурга и стрелка-бомбардира оберлейтенанта Мейера сумел посадить поврежденную машину на воду рядом с русскими кораблями и был взят в плен.

Еще два вражеских гидроплана получили повреждения и ушли, планируя с неработающими моторами, к своему берегу. Однако в списках немецких потерь они не значатся, очевидно, им удалось успешно приводниться. В результате боя вражеский налет был сорван, ни одна бомба в корабли не попала, но этот успех был омрачен гибелью двух русских авиаторов.


М-9 с номером ЩС-26 и пулеметом "Максим"


Кстити, с этим воздушным боем связан довольно нелепый казус. В 1996 году тогдашний министр обороны Игорь Родионов, перепутав старый стиль с новым, издал приказ, по которому Днем российской военно-морской авиации было объявлено 17 июля. В приказе эта дата была приурочена к первому бою и первой воздушной победе русских морских летчиков. Однако 17 июля это четвертое июля по новому стилю, а по старому летоисчислению, действовавшему в 1916 году, бой состоялся 21 июня. Таким образом, из-за безграмотности или халатности Родионова и его референтов праздник оказался "отодвинутым" на 13 дней от реальной датировки события. Удивительно, но эта ошибка до сих пор не исправлена.

На заставке - авиатранспорт "Орлица" с ангарами для гидросамолетов на верхней палубе. Этот авианесущий корабль был переоборудован в 1915 году из транспортного парохода "Императрица Александра". Помимо самолетов, он нес восемь 75-миллиметровых пушек, поэтому иногда его называли "гидрокрейсером".


Чертеж летающей лодки Григоровича М-9



"Фридрихсхафен" FF.33. Гидросамолет этого типа был сбит русскими
летчиками 4 июля (21 июня) 1916 года над Рижским заливом



Еще один участник боя - летающая лодка "Бранденбург" FB

все теги
Комментарии1
  1. Ecet
    На uCrazy 8 лет 1 день
    Ух! Есть же в нашей истории страницы, достойные героической экранизации. Что за отчаянные парни летали на тех гидросамолетах, чем они жили, чем дышали! Каково им было крутиться в "собачьих свалках" над холодными морями на фанерных бипланах, когда по противнику стреляли порой даже из личного оружия. Что думали они, вломившись после вылета в каюту и бросив перчатки на стол, о чем вспоминали. Вот время им выдалось так выдалось..

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}