uCrazy.Ru / ИТАЛЬЯНСКИЕ МОРСКИЕ ДИВЕРСАНТЫ

ИТАЛЬЯНСКИЕ МОРСКИЕ ДИВЕРСАНТЫ

ИТАЛЬЯНСКИЕ МОРСКИЕ ДИВЕРСАНТЫ


29 октября 1955 года в Севастопольской бухте пошел ко дну линкор "Новороссийск". Среди версий его гибели, активно разрабатывавшихся следствием, была и такая: взрыв - дело рук итальянских подводных диверсантов. Спустя полвека дело продолжает оставаться темным, и "итальянский след" по-прежнему нельзя сбрасывать со счетов.

У истоков традиции


Вступив в первую мировую войну в 1915 году, Италия воевала ни шатко, ни валко. Основным ее противником была Австро-Венгрия, уже тогда едва державшаяся под ударами русских войск.
Несмотря на не слишком удачные действия войск, итальянские военные инженеры, наследники Леонардо, проявили чудеса изобретательности. Ближе к концу войны ими был создан, например, катер "грилло", снабженный тракторными гусеницами для преодоления боновых заграждений. Попытка использовать его для проведения диверсии в австрийском порту Пола не привела к успеху: "Грилло", замеченный австрийцами, был затоплен экипажем, который в полном составе попал в плен.


Катер-танк типа «Грилло»


Но сама идея доставки подрывного заряда диверсантами непосредственно к судам, стоящим во вражеской базе, итальянцами брошена не была. Инженер-механик майор Розетти и лейтенант медицинской службы Паолучи на базе 7-метровой торпеды создали "миньятту" - первый примененный в боевых условиях транспортировщик, способный нести две мины по 170 кг каждая, а также двух пловцов. Последние, не имевшие снаряжения для подводного плавания, были вынуждены обматывать головы блестящей материей, чтобы сливаться с поверхностью ночного моря.

Ночью 30 октября транспортировщик вместе с экипажем, состоявшим из авторов изобретения, был доставлен торпедным катером к месту начала первой боевой операции - в 2,5 кабельтовых (1 кабельтов - 185,2 м) от порта Пула, в котором стоял крупный австрийский линкор "Вирибус унитис". С неимоверным трудом миновав боны и противолодочные сети, пловцы прикрепили один заряд к борту линкора. Приведя вторую мину в боевое положение, Паолучи и Розетти оставили ее вместе с торпедой на волю волн и случая, а сами вскоре были обнаружены, выловлены и подняты на борт "Вирибус унитис".


Дредноут «Viribus Unitis» на рейде


Каково же было их удивление, когда они узнали, что австро-венгерская империя пала, а корабль захвачен югославами. Тщетно пытались они убедить капитана в необходимости эвакуировать экипаж. Взрыв, прогремевший несколько позже положенного срока, унес жизни нескольких югославских моряков и их недоверчивого командира. Любопытно, что вторая мина тоже сработала. Ее прибило к борту вспомогательного судна "Вин", которое в результате взрыва сильно пострадало.

Операция не принесла никакой непосредственной пользы, скорее даже наоборот. Однако она продемонстрировала незаурядный потенциал малых плавсредств. И итальянцы, в отличие от прочих участников войны, этого урока не забыли.

Начало


В 1935 году, когда Италия напала на Абиссинию, создалась угроза войны с Англией. Войны этой в Италии опасались и не хотели. Но отступать было некогда, и итальянская "Супермарина" (командование королевского флота) стала искать возможности для повышения боевого потенциала военно-морских сил. Несколько морских офицеров начали разработку новых диверсионных средств, а также подводной экипировки.

Небольшая группа добровольцев, в основном офицеров-подводников, начала тренировки на базе неподалеку от порта Специя. Они тренировались в использовании нового оружия и снаряжения, много занимались спортом, проходили психологические тренинги. В этом же городе располагались и все фирмы, производившие технику и вооружение для флотского спецназа. Так было положено начало 10-й флотилии МАС (Xa Flottiglia MAS), которая в ходе второй мировой войны приобрела славу самого боеспособного подразделения итальянских вооруженных сил.

Флотилия была официально создана в декабре 1936 г. Во главе ее стал капитан 2-го ранга Джорджини, состояла она из четырех групп, обозначением которых стали первые буквы греческого алфавита.

ИТАЛЬЯНСКИЕ МОРСКИЕ ДИВЕРСАНТЫ

Эмблема 10-й флотилии МАС.


Первая из них использовала сверхмалые подводные лодки фирмы "Капрони" водоизмещением 30 и 12 тонн с экипажем, соответственно, 4 и 2 человека. Каждая из таких лодок несла по 2 торпеды. Эти суда обладали слишком малым радиусом действия и были бессильны против боновых и противолодочных заграждений, поэтому в ходе войны использовались только против слабо защищенных советских портов на Черном море.

Вторая группа имела на вооружении своего рода брандеры - катера, начиненные взрывчаткой. Предполагалось, что катер, доставленный к цели надводным кораблем и управляемый всего одним человеком, может на большой скорости перескочить боны. Затем водитель направлял его к цели, а сам спрыгивал за борт. В боевых условиях такое оружие применялось мало, и к концу войны о нем забыли.

Третья группа была снабжена "майале" - новой версией аппарата Розетти и Паолуччи.


Лейтенант Раффаэле Паолуччи, 1918 г.


Аппарат также был сконструирован на основе штатной флотской торпеды. Его создателями стали майор Тезео Тезеи (командир группы) и Элио Тоски. Основным нововведением стала отделяющаяся боеголовка, которая по прибытии к цели монтировалась экипажем, состоявшим из 2 человек, к борту вражеского судна. Экипаж был оснащен резиновыми гидрокостюмами и кислородными дыхательными аппаратами замкнутого цикла, которые, кстати, производились по английской лицензии. Торпеды, шутливо именовавшиеся итальянскими моряками "поросятами", доставлялись к цели подлодками, причем уже в ходе войны была отработана техника их выпуска из подводного положения.


Тезео Тезеи


Так называемые "люди-лягушки" - это пловцы-подрывники, входившие в четвертую группу, получившую литеру "гамма". Снабженные уже упомянутым снаряжением для подводного плавания, они несли на поясе легкие контейнеры со взрывчаткой или магнитные мины. "Лягушки" провели много весьма эффектных операций в портах Средиземноморья и покрыли себя немеркнущей славой.

Важной составляющей успешной работы 10-й флотилии МАС была строжайшая секретность, которую, несмотря на южный темперамент и сопутствующую ему болтливость, итальянцы смогли обеспечить на должном уровне.

Их звездный час


Италия не предполагала вступать во вторую мировую войну ранее 1942 года. К этому времени армия, авиация и флот были бы во всеоружии. Действия на море предполагалось начать массированными операциями 10-й флотилии в портах противника. Однако азарт Муссолини увлек неподготовленную страну на тропу войны 10 июня 1940-го. Военным пришлось импровизировать.



Первые операции 10-й флотилии оказались неудачными. Две подводные лодки с "поросятами" были потоплены англичанами, а находившийся на борту одной из них командир флотилии попал в плен. Более того, одна из торпед неповрежденной попала в руки противника, и британцы, скопировав и доработав ее, приступили к созданию собственных морских диверсионных сил.

Одним из самых талантливых и бесстрашных офицеров 10-й флотилии был молодой князь Валерио Боргезе, начавший войну командиром сверхмалой подлодки "Шире" и вскоре ставший командиром подводного отряда флотилии.


Подводная лодка «Шире» до модернизации


В октябре ему удалось высадить три экипажа "майете" в Гибралтарской бухте, однако из-за невиданного стечения неблагоприятных обстоятельств успеха добиться не удалось. Впрочем, начальство оценило по заслугам мастерство и отвагу молодого офицера. Он был награжден медалью "За воинскую доблесть", а в ноябре удостоился аудиенции у самого дуче в Палаццо Венеция.

26 марта 1941 г. в бухте Суда (Крит) взрывающиеся катера потопили английский крейсер "Йорк", танкер и грузовое судно. Однако вскоре при окончившейся провалом попытке атаки Ла-Валетты погибли Тезеи и новый командир флотилии капитан 2-го ранга Моккагатта. Впрочем, после двух неудачных попыток, 20 сентября Боргезе на "Шире" все-таки удалось проникнуть на рейд Гибралтара, где экипажи человеко-торпед потопили три крупных грузовых судна.


Капитан-лейтенант князь В. Боргезе


19 декабря Боргезе, получивший впоследствии прозвище "черный князь", провел свою самую блестящую операцию. 18-го вечером ему удалось подойти на расстояние 1 мили к входу в бухту Александрии и выпустить три транспортировщика, которыми командовали лейтенант Дюран де ла Пеннне, инженер-капитан Марчелья и капитан Мартелотта. Отважные пловцы пробрались в гавань и пустили на дно британские линкоры "Вэлиент" и "Куин Элизабет" - последние корабли этого класса, остававшиеся у англичан на этом театре, - а также танкер "Сагона". Был поврежден и эсминец "Джервис".


Линкор «Куин Элизабет» на рейде Александрии



Линкор «Велиэнт»


Это был черный день британского Королевского флота на Средиземном море. Командующий средиземноморской эскадрой адмирал Э.Б.Каннингем, отдавая должное экипажам "человеко-торпед", писал: "Можно только восхищаться хладнокровной отвагой и предприимчивостью итальянцев. Все было тщательно продумано и спланировано".


Снимок, сделанный итальянским самолетом-разведчиком гавани Александрии после проведения диверсии

Под водительством "черного князя"


Весной 1942 года 10-я флотилия была реорганизована. Во главе ее стал Боргезе, получивший к тому времени чин капитана 2 ранга и еще с лета 1941 года числившийся исполняющим обязанности командира. Боргезе отдал в распоряжение своего заместителя Сальваторе Тодаро руководство всеми надводными силами, а сам целиком посвятил себя подготовке и проведению операций под водой.

В состав флотилии вошли штурмовые торпедные катера, располагавшиеся на трех плавбазах и предназначенные для атак вражеских судов в открытом море - там, где неприятель менее всего ожидает встретить торпедный катер противника. Впрочем, катерам удалось записать на свой счет только одну победу. 29 августа 1942 г. они торпедировали эсминец "Эридж". Впоследствии, летом 1943, штурмовые катера приняли участие в обороне Сицилии от англо-американского десанта, впрочем, без особого успеха.


Боевые пловцы группы «Гамма» перед выездом на задание


Более удачливыми оказались "люди-лягушки", потопившие и повредившие в порту Гибралтара пять британских торговых судов (сентябрь 42-го). Самой засекреченной и самой авантюрной операцией 10-й флотилии стало создание прямо на рейде Гибралтара базы подводных диверсантов.
Еще в самом начале войны итальянское торговое судно "Ольтерра" было затоплено экипажем и, наполовину скрывшись под водой, стояло у испанского берега в Гибралтарской бухте, прямо напротив британского военного порта. Итальянские диверсанты под видом гражданских лиц, дезертиров или в двойном дне грузовиков прибыли в Испанию и пробрались на "Ольтерру". Контрабандным путем туда же было доставлено вооружение и оборудование. Гибралтарское подразделение получило название "Скуадра Урса майор" ("эскадра "Большая медведица").

На судне были оборудованы ремонтные мастерские, станция обслуживания, в корпусе прорезали подводный люк для выхода торпед. И все это под носом у англичан и проявлявших все большую лояльность к союзникам испанцев. В результате, с 8 декабря 1942 по 8 сентября 1943 (дата выхода Италии из войны на стороне Оси) штурмовые части потопили в Гибралтаре 14 судов союзников общим водоизмещением 75578 тонн.


Схема атаки Гибралтара штурмовыми средствами


В апреле 1942 года итальянцы перебросили через Балканы и через Вену по Дунаю на Черное море 6 торпедных катеров, 6 карликовых подлодок и 10 взрывающихся катеров 10-й флотилии. Так ее части под командованием капитана 1-го ранга Мимбелли начали свои операции на Восточном фронте. Поначалу штурмовые плавсредства базировались в Румынии, затем в Крыму, а потом недолгое время даже в Анапе. Флотилия приняла участие в захвате немецко-румынскими войсками Крыма, в штурме Севастополя и других операциях.


10-я флотилия МАС в Ялте - июнь 1943


Она потопила 2 советских подводных лодки, 3 грузовых судна, совершила массу диверсионных вылазок. Катера неоднократно выходили на штурмовки прибрежных позиций советских войск. Их потери составили 2 катера и 1 подлодку, погибшие при бомбежках.
4 малых катера в 1942-м были отправлены на Ладожское озеро и приняли участие в блокаде Ленинграда. С наступлением зимы суда были переданы финнам, а экипажи вернулись на родину.



Заключение перемирия с союзниками стало для личного состава 10-й флотилии МАС настоящей неожиданностью. В это время Боргезе занимался подготовкой грандиозной диверсионной акции против нью-йоркского флота. Часть моряков признала легитимность нового правительства маршала Бадольо. Из них была практически заново сформирована 10-я флотилия МАС под командованием капитана 1-го ранга Форца. Эти части вместе с войсками союзников приняли участие в боях с немцами. Так, им удалось провести несколько удачных операций, например, в Генуе и Специи, где они сражались плечом к плечу с англичанами. Кроме того, итальянцы передавали свой опыт английским коллегам, уже давно стремившимся создать флотские диверсионные группы, но до сих пор не добившимся успехов, сравнимых с итальянскими.



Однако значительная часть личного состава во главе с Боргезе осталась в Специи и перешла на службу Итальянской республике, образованной Муссолини на севере страны и находившейся под жестким контролем немцев. Вооруженные силы республики фактически представляли собой отряды, жестко подчинявшиеся своим руководителям. Одним из таких "полевых командиров" стал и Боргезе.
Он вел себя довольно независимо. Так, многие из его подчиненных продолжали носить монархические эмблемы - звездочки. Он заявлял, что "не допустит политику в военную среду". Впрочем, это не мешало амбициозному офицеру активно интриговать при "дворе" дуче. Князь стремился занять пост командующего вооруженными силами республики. Ходили слухи, что он не прочь сместить и самого Муссолини.


"Черный князь" среди своих


Боргезе однажды даже арестовали, впрочем, поскольку 10-я флотилия была одной из немногочисленных боеспособных итальянских частей и подчинялась только ему, инцидент вскоре был улажен. Однако значительных успехов до самого конца войны подразделение уже не добивалось.

Второе рождение


После окончания войны воевавшие по разные стороны части морских диверсантов были слиты воедино. Конечно, Боргезе от командования отстранили, однако до самой своей смерти в 1974 году он оставался живым символом флотского спецназа.
Заключенный в 1947 году с державами-победительницами мирный договор запрещал Италии иметь на вооружении "человеко-торпеды" и взрывающиеся катера. 10-я флотилия была расформирована. Впрочем, тайком от бывших противников итальянские моряки продолжали тренировки, используя технику времен войны.
Однако уже в 1952 году условия договора были смягчены, и в портовом городе Вариньяно было воссоздано подразделение штурмовых плавсредств. Командовал им бывший соратник Боргезе капитан 1-го ранга Биринделли. И итальянцы снова быстро заняли лидирующие позиции в области подводных диверсий. Части морского спецназа оснащались новейшей техникой, в частности сверхмалыми подводными лодками новейшей конструкции. Эти субмарины были способны осуществлять диверсии против кораблей противника, где бы те ни находились. В район предполагаемых действий такие подлодки без труда доставлялись и военными, и торговыми судами.


Эмблема-значок COMando SUBacquei e INcursori


Сменив несколько названий, сейчас это подразделение известно как "Комсубин" (COMSUBIN) и носит имя Тезео Тезеи. "Комсубин" подчиняется командованию флота и возглавляется офицером в чине адмирала. В его составе насчитывается три группы. Это GOI - оперативная группа вторжения, GOS - оперативная подводная группа и GNS - специальная морская группа.
У подразделения есть и свой научно-технический центр, и центр подготовки личного состава.


Подразделение "COMSUBIN", 1965 г.


Оперативная группа вторжения, являющаяся атакующим крылом "Комсубина", состоит из команд боевых аквалангистов, действующих в прибрежных водах против судов и береговых объектов противника. Прозванные "incursori" ("агрессоры"), эти бойцы оснащены надувными лодками типа "Зодиак", каяками и подводными буксировочными снарядами, а также миниатюрными лодками и подлодками. Бойцы могут совершать высадки и с воздуха - при помощи вертолетов или путем обычного десантирования (с раскрытием парашюта как на больших, так и на малых высотах).



Оперативная подводная группа предназначена для защиты судов итальянского флота и портовых сооружений. В ее задачи входит предотвращение вражеских диверсий, участие в разминировании и спасательных операциях как на поверхности, так и глубоко под водой. Группа оснащена разнообразным оборудованием - от мини-подлодок до водолазного колокола.
Специальная группа флота, располагающая тремя судами водоизмещением 2000 и 3200 тонн, оказывает техническую и, так сказать, транспортную поддержку двум другим подразделениям "Комсубина". Основной плавбазой "Комсубина" является фрегат "Касторе" - технически совершенное и оснащенное самой разнообразной аппаратурой военное судно.


Бойцы подразделения "Комсубин" в Афганистане


Спецназовцы, отбираемые по самым жестким критериям, получают поистине всесторонние навыки. Помимо подводного плавания, это и минное дело, и парашютная подготовка, и приемы обращения со всеми существующими видами оружия, и техника рукопашного боя, в том числе и подводного. Они с одинаковой ловкостью могут управлять любым транспортным средством - от подводной лодки до вертолета. Подводную подготовку в тренировочном центре флотского спецназа проходят также парашютисты 9-го воздушно-десантного батальона, подразделения "Col Moschin", а также бойцы команд DOA (Demolitari Ostacoli Antisbarco) - подразделений подводных ремонтников итальянского флота.


Группа "Комсубин", 80-е годы войны


"Комсубин" готов к выполнению самых разнообразных задач. Так, во время операции "Буря в пустыне" итальянцы проверяли подозрительные суда, а во время миротворческих операций в Сомали и Руанде занимались спасательными работами. Но и диверсионная деятельность не забыта. Бойцы "Комсубина" обучаются подрыву стоящих на якоре судов противника, портовых сооружений, уничтожению прибрежных стратегических объектов.
Моряки приходят на помощь и полиции. Так было во время похищения Альдо Моро и нашумевшей истории с захватом палестинскими террористами судна "Акилле Лауро". Американцы стали проявлять все больший интерес к наработкам "Комсубина" в 80-е годы. Однако пока ни одной стране мира не удалось создать ничего, способного сравниться с итальянским подводным спецназом.

Вместо эпилога: "Новороссийск"


Согласно мирному договору 1947 года Италия передала СССР ряд военных кораблей, в том числе старый линкор "Джулио Чезаре". В 1948 году он вошел в состав черноморского флота под именем "Новороссийск". Еще раньше Боргезе, после войны создавший ультраправую организацию "Черный порядок", заявил: "Ни один итальянский корабль не будет служить под флагом большевиков". И поклялся в этом на шпаге бывшему королю Виктору-Эммануилу. Князь слово сдержал: его гарные хлопцы рванули линкор на кураже. Взыграла профессиональная гордость.


Линкор "Новороссийск" бывший "Джулио Чезаре", Севастопольская бухта


Боргезе, кстати, в конце 50-х был награжден военным орденом. Да и дата этой диверсионной операции совпадает с тем днем, когда в 1918 году Розетти и Паолучи, оседлав торпеду, отправились в свое опасное путешествие.
19 августа 2014 10:23
Вернуться назад