uCrazy.Ru / Монитор "Фаа ди Бруно"

Монитор "Фаа ди Бруно"



То, что вы сейчас видите, мои маленькие любители пошнырять по чужим карманам – это корабль, а не дерьмо кашалота, трижды меня на вертел папуасов. Во всяком случае, предлагаю относиться к нему, как к кораблю. Итальянский монитор «Фаа ди Бруно» в порту Венеции. И он не потоплен, дьявол вам в глотку – это его обычное состояние. Именно таким его спроектировал в 1915 году почтенный судостроитель Джузеппе Рота.

Монитор "Фаа ди Бруно"


Этот удивительный экспонат представлял собой венец развития итальянских плавучих батарей времён Первой Мировой. Создавался «Фаа ди Бруно» для поддержки сухопутных войск в районе Триеста. Требовался корабль, способный без опасений действовать в опасном для навигации районе. И было желание с пользой применить мощнейшие 15-дюймовые орудия, изготовленные для новых линкоров типа «Альмиранте Караччиоло».



Линкорам в ближайшее время не светило войти в строй, и их пушки лежали без дела – непозволительная роскошь, если подумать. На «Фаа ди Бруно» решили установить два орудия с «Кристофоро Коломбо». (Кораблям, названным в честь Колумба, не раз приходилось оставаться без артиллерии – по разным причинам.)



Конструктивно монитор представлял собой прямоугольный понтон с покатой «двускатной» палубой и тупым вздёрнутым носом. Орудия смонтировали в своеобразной, ограниченно подвижной башне, позволявшей вести огонь в узком секторе по курсу. Кроме орудийных механизмов, и боекомплекта, в тесный корпус смогли вместить только паровые котлы и машины со старого миноносца. В сочетании с крайне скверной гидродинамикой, унаследованной от понтона, это ограничило скорость хода жалкими тремя узлами – но большего, в общем-то, и не ждали.

Зато орудийная платформа из «Фаа ди Бруно» получилась неплохая. Кроме того, экстремально малая осадка (всего 2,2 метра!) позволяла практически не бояться мин и отмелей. Да и некоторая броневая защита имелась.



Строился монитор долго, отчасти – из-за проблем с монтажом сверхмощных орудий на достаточно небольшой (всего 2800 тонн) корабль. В строй он вступил только в середине лета 1917 года – но уже в ноябре карьера «Фаа ди Бруно» прервалась. Совершенно немореходный корабль попал в шторм и был вынужден выброситься на берег близ порта Анкона. На этом его участие в войне завершилось.



В конце концов, монитор удалось вернуть в родную стихию – но надобность в нем уже отпала. В 1924 году корабль исключили из списков флота, но... проявив несвойственную им, казалось бы, практичность, итальянцы не стали резать «Фаа ди Бруно» на металл – а «придержали на чёрный день» .
И этот день настал 10 июня 1940 года, когда Муссолини решил, что Италии пора-таки поучаствовать в войне против Англии и Франции. Моряки Regia Marina очень скоро почувствовали, что Средиземное море – вовсе не «их море». И старый монитор, получив новую камуфляжную расцветку и несколько зениток, усилил береговую оборону Генуи под скромным именем «плавучая батарея GM 194».



9 февраля 1941 года монитор был поврежден огнем британских кораблей, после чего долго дожидался ремонта и активного участия в боевых действиях не принимал.
После капитуляции Италии перед Союзниками, вместе с другими кораблями был захвачен немцами, которые в 1943-1944 годах провели масштабную модернизацию корабля, включавшую увеличение мореходности, скорости хода (для чего корабль получил новые оконечности, увеличившие длину с 56 до 130 метров) и установку зенитного вооружения. После чего, под именем Biber нес службу в составе Кригсмарине до капитуляции в мае 1945 года, но ничем не отметился.
Разделан на металл в 1946.

P.S. Да, остаётся добавить, что имя своё монитор получил в честь капитана Эмилио Фаа ди Бруно, командира флагманского броненосца «Ре д'Италиа» в битве при Лиссе. Капитан погиб в этой битве вместе со своим кораблём: отказался покинуть мостик после того, как «Ре д'Италия» был протаранен австрийским броненосцем «Эрцгерцог Фердинанд Макс».



В честь Фаа ди Бруно был назван еще один корабль итальянского флота: океанская подводная лодка типа «Марчелло». Весьма удачная по конструкции, она оказалось невезучей: вступив в строй в июне 1939 года, уже в ноябре 1940 лодка пропала без вести в Атлантике (по одной из версий – была потоплена бритаснким эсминцем «Хейвлок»). Больше кораблей с этим именем во флоте Италии пока не было.





Эге-гей, трактирщик, опять во рту пересохло, тащи рому, да побольше...
8 апреля 2015 20:25
Вернуться назад