19 октября 1944 года на острове Лусон, где находилась главная база японской авиации на Филиппинах, был проведен брифинг. Его проводил новоиспеченный командующий Первого Воздушного флота вице-адмирал Такидзиро Ониси. Он заявил: «Я не думаю, что есть еще какой-то способ выполнить стоящую перед нами задачу, кроме как обрушить вооруженный 250-килограммовой бомбой «Зеро» на американский авианосец».
Ониси вступил в должность только 17 октября, но ему хватило двух дней, чтобы понять насколько плачевно состояние того, что так помпезно называли Первым Воздушным флотом. Он насчитывал больше трех десятков изрядно потрепанных в боях истребителей A6M, три торпедоносца B6N, два бомбардировщика P1Y, один G4M и один легкий разведывательный самолет. Самое главное заключалось в почти полном отсутствии квалифицированных пилотов – в Японии не существовало эффективной системы подготовки резерва. Если в США преуспевшего в воздушных боях пилота тут же отзывали с фронта и назначали в качестве инструктора, то японские асы, как правило, воевали до своей гибели. Если добавить к этому нехватку топлива, то становится очевидным, что у вице-адмирала, для которого капитуляция была бы несмываемым позором, просто не было иного выхода, кроме как стать «отцом камикадзе».
Сам термин «камикадзе» появился не в Японии, и закрепился лишь благодаря японским эмигрантам, воевавшим на стороне американцев. Перевод слова звучит как «божественный ветер» – так назывался тайфун, который в конце XIII века дважды спасал Японию от вторжения сил монгольского хана Хубилая. Создав подразделения летчиков-самоубийц, которые направляли свой самолет с бомбой на американские корабли, и дав им название «Специальные ударные отряды: "Божественный Ветер"» (симпу токубэцу ко: гэки тай), Такидзиро Ониси не изобрел что-то новое, а лишь возвел в статус официальной военной доктрины то, что ранее было личной инициативой отдельных пилотов.
25 октября 1944 года в первой массированной атаке японских камикадзе на авианосное соединение в заливе Лейте ценой 17 самолетов был потоплен 1 и выведены из строя 6 авианосцев американских ВМС. Эффективность данной тактики привела к немедленному ее распространению среди вооруженных сил Японии, и за несколько месяцев более 2000 самолетов совершили самоубийственные атаки. Были разработаны новые типы вооружения – пилотируемые крылатые ракеты «Йокосука» MXY7 «Ока» («Цветок сакуры»), пилотируемые торпеды «Кайтен» («Изменяющие судьбу»), а также быстроходные катера, начиненные взрывчаткой.
В ходе боев за Филиппины в результате действий камикадзе американский флот потерял 11 транспортных судов, 6 эсминцев и 2 авианосца, из строя было выведено 23 эсминца, больше двух десятков авианосцев, 10 крейсеров и 5 линкоров.
Максимальной интенсивности самоубийственные атаки летчиков достигли в период битвы за Окинаву – в боевых действиях участвовало примерно 1500 самолетов с экипажами камикадзе. К концу битвы американский флот не досчитался 26 кораблей, еще 225 были повреждены – из них примерно три десятка были авианосцами. При этом надо учесть, что американцам удалось разработать контрмеры, в результате которых 90% камикадзе сбивались в воздухе, не достигнув цели.
Матросы на палубе американского легкого крейсера «Бирмингем»
после атаки камикадзе на Окинаве. В результате атаки на крейсере
51 человек погиб, 81 был ранен
после атаки камикадзе на Окинаве. В результате атаки на крейсере
51 человек погиб, 81 был ранен
К концу войны японская морская авиация насчитывала почти 4000 летчиков-самоубийц. По их заверению, в результате атак «божественного ветра» был потоплен 81 американский корабль и 195 повреждено. Американцы подтверждают 37 потопленных и 288 поврежденных кораблей, но как бы то ни было, невозможно переоценить психологический эффект, который камикадзе произвели на американских моряков.
Авианосец «Банкер-Хилл» горит после попадания в него камикадзе.
Вид с полетной палубы. Окинава, 11 мая 1945 года
Вид с полетной палубы. Окинава, 11 мая 1945 года
Можно сколько угодно спорить о том, являлось ли создание подобных подразделений актом доблести или же циничной попыткой достижения цели, но одно можно утверждать наверняка – подобные подразделения никогда не имели проблем с нехваткой добровольцев. Ореол романтики всегда окружал камикадзе. Причины вступления в их ряды разнились, от патриотизма до желания прославить свой род. Корни подобного феномена, возможно, лежат в культуре Японии в древнем кодексе Бусидо и бесстрашии средневековых самураев. Пилот, направивший свой самолет на корабль противника, превозносился как герой, а его семья становилась самой уважаемой в городе.
Памятник, прославляющий героизм летчиков-камикадзе,
установленный в храме Ясукуни в Токио
установленный в храме Ясукуни в Токио
К слову, сам «отец камикадзе» Такидзиро Ониси после капитуляции Японии покончил с собой путем ритуального самоубийства (сэпуку/харакири), как поступали знатные воины для сохранения чести. Отказавшись при этом от помощи секунданта, который мог прекратить его страдания, Ониси умер после двенадцатичасовой агонии 16 августа 1945 года.