uCrazy.Ru / Цена королевской прихоти

Цена королевской прихоти

Цена королевской прихоти


К началу XVII в. Швеция была бедной страной: ее суровая природа и скудная почва, требующая упорного труда, приносили небольшие доходы. Шведский король Густав II Адольф видел, что на Балтике развилась оживленная торговля хлебом, шедшим в Англию и Голландию из Польши и мелких немецких княжеств, лежавших к востоку от Эльбы. И подобно тому, как некогда предки шведов викинги — морские разбойники — грабили берега Европы, так и теперь шведское дворянство, превратившись в сплоченную и дисциплинированную армию, готовилось силой урвать для себя долю барышей от этой торговли, захватив все побережье Балтийского моря. В те годы при шведском дворе говорили, что другие государства ведут войну, когда у них много денег, а Швеция воюет для того, чтобы добыть деньги. Воспользовавшись «смутным временем» Московского государства, шведы захватили Ладожскую область, устья Невы и Нарвы, у Польши — Лифляндию, а также получили право сбора пошлин в Данциге, близ устья Вислы. В руках Швеции вместе с ранее принадлежавшей ей Финляндией и Эстляндией оказалось все северо-восточное побережье Балтийского моря.
Цена королевской прихоти

Шведский король Густав II Адольф


Уже шел десятый год Тридцатилетней войны, и теперь Густав II Адольф захотел получить и южное побережье Балтики — Померанию, завладеть устьями больших восточноевропейских рек и собирать торговые пошлины.

Для этого шведскому королю потребовался мощный военный флот. Шведы нещадно стали вырубать свои дубовые рощи. Густав II Адольф приказал главному строителю королевской верфи голландцу Хибертсону заложить кили четырех огромных кораблей.

И вот в конце 1627 г. на воду спустили флагманский корабль «Ваза», названный так в честь династии Густава II Адольфа. По тому времени это был очень большой корабль, длиной 53, шириной 12 и высотой борта 14 м, имевший три сплошные палубы. От прочих шведских кораблей он отличался особой прочностью. Достаточно сказать, что толщина его шпангоутов достигала 45,7 см и на его постройку ушло 40 акров дубового леса.
Весна и лето 1628 г. ушли на достройку и отделку судна. Король решил потрясти своих противников не только мощью своего флагманского корабля, но и его роскошью. Поэтому над отделкой «Ваза» трудились лучшие мастера европейских верфей и самые искусные резчики по дереву.

Форштевень корабля украшало четырехметровое резное позолоченное изображение льва с открытой пастью, готового к прыжку, корма с позолоченными балконами и галереями была богато украшена резными фигурами греческих и римских богов и мифических героев, борта разрисованы сотнями орнаментов.

По замыслу короля «Ваза»» должен был иметь вооружение, состоящее из 64 орудий: 48 — 24-фунтовых; 8 — 3-фунтовых; 2 — однофунтовых и 6 мортир. Все пушки были отлиты из бронзы, весили почти 80 т и располагались в три яруса по каждому борту на палубах.

Хотя в те времена еще не существовало писаных основ теории корабля, корабелы королевской верфи, произведя немудреные расчеты на основе своего предыдущего опыта и интуиции, пришли к выводу, что корабль, отвечающий требованиям его величества, будет иметь слишком высоко расположенный центр тяжести. Чтобы обладать достаточной при таком числе орудий остойчивостью, корабль должен был бы быть на два метра шире. Но Густав II Адольф не послушал строителей корабля, и число орудий осталось прежним.

Флагман был готов к испытаниям 10 августа 1628 г. Тот памятный день пришелся на воскресенье. Стояла тихая ясная погода, над заливом дул юго-восточный бриз, и море было спокойным. Время близилось к полудню, в церквах столицы кончилась заутреня, и толпы народа повалили на набережную Кастельхольмена, чтобы проводить новый корабль в первое плавание. Пестрая ликующая толпа заполнила набережную. Стокгольмцы увидели во всем королевском великолепии «Ваза», сверкающий на солнце позолотой резных украшений, яркими красками и бронзовым блеском начищенных пушек. По раскатанному на причале ковру, в окружении пышной свиты, на корабль поднялся король. Заиграла музыка. Густав II Адольф остался доволен мощью и отделкой своего флагмана. Осмотрев корабль, он сошел на берег и приказал капитану Сёфрингу Хансену выходить в море...


Карта первого плавания «Вазы». Цифрами обозначены:
1 — Верфь, где в 1626—1628 годах был построен корабль
2 — Стоянка корабля около королевского дворца летом 1628 года.
Отсюда же «Ваза» отправился в первое плавание.
3 — Место гибели корабля


Выбрав якорь и отдав швартовы, «Ваза» с поставленными топселями отошел от причала. Потом корабль, расправя белоснежный наряд новых парусов, плавно двинулся в сторону острова Беккхольмен. По обычаю того времени корабль произвел из всех своих пушек салют двумя залпами. В ответ раздались залпы береговых батарей и крики «Виват! Виват! Бог хранит короля!» На какое-то мгновение корабль окутался густыми клубами порохового дыма. Когда дым унесло ветром, стоявшие на набережной люди замерли от неожиданного зрелища — внезапно корабль стал крениться на левый борт и лег мачтами на воду. Над толпой пронеслись крики ужаса... Не прошло и минуты, как на месте, где только что был корабль, виднелись лишь верхние стеньги с развевающимися на ветру парусами, штандартами и длинными цветными вымпелами. Через несколько секунд и они скрылись в свинцовых волнах Балтики, а в водовороте закружились какие-то бочки, доски и вынырнувшие люди...



Что же произошло? Произошла простая, не столь уж редкая в летописях кораблекрушений вещь. Внезапно налетевший порыв ветра накренил корабль, который не смог больше выпрямиться. Шкоты парусов, чтобы «вытряхнуть из них ветер», вовремя отдать не успели. Вода хлынула в открытые пушечные порты нижней палубы, которые до начала крена находились всего в одном метре от уровня воды. Корабль накренился еще больше, и тут, видимо, с верхнего, более высокого борта, стали срываться пушки. Наполнившись водой, «Ваза» пошел ко дну. По свидетельству очевидцев, корабль «с поднятыми парусами, флагами на мачтах и всем, что находилось на борту, затонул в течение нескольких минут». Погружаясь, он снова принял вертикальное положение и, сев на грунт, как это потом выяснили, снова повалился на бок (это было острокилевое судно).

С «Вазой» утонуло более 400 человек, из них тридцать королевских придворных. Гибель корабля повергла в траур весь Стокгольм. Среди немногих спасшихся оказался капитан Хансен. Взбешенный катастрофой своего нового флагмана, Густав II Адольф приказал его тотчас взять под стражу и предать суду.

Архивы свидетельствуют, что королевский суд не вынес обвинительного приговора, и концы, как говорится, ушли в воду. Дело было прекращено так же внезапно, как внезапно затонул корабль. Ведь король сам установил конструктивные размеры корабля, а по его приказу подготовка к спуску велась в лихорадочной спешке.

Только в 1961 г. после сложных подводных работ «Ваза» был введен в специально построенный для него сухой док. Сейчас «Ваза» после тщательной реставрации превращен в единственный в своем роде музей, где около 20 000 экспонатов.


Первоначальная расцветка корабля реконструирована на
выставленном в музее макете в масштабе 1:10




Подъём и реставрация


За прошедшие с момента гибели корабля 300 лет место, где произошла катастрофа, было забыто. В 1953 г. инженер Андерс Франсен начал его поиски сначала в архиве, а затем в стокгольмской гавани. 25 августа 1956 г. корабль был обнаружен у острова Бекхольмен на глубине 32 м. Водолазы, спустившиеся на дно несколько дней спустя, подтвердили, что это «Ваза». К находке проявила интерес вся Швеция, в том числе и король Густав VI Адольф. Поскольку корабль отлично сохранился, в 1957 г. его было решено поднять.



Спонсором работ выступили военно-морской флот и спасательная фирма «Нептун». В течение двух лет водолазы промыли под корпусом корабля шесть тоннелей, каждый 20 метров длиной, через которые завели стальные тросы. В августе 1959 г. «Вазу» в подводном положении отбуксировали на мелководье. В течение ещё двух лет водолазы поднимали наверх хрупкие детали украшений, укрепляли корпус и закрывали все отверстия. Наконец, 24 апреля 1961 года, после 333-летнего забвения, «Ваза» показался над водой.



На протяжении 1962–1979 гг. продолжались восстановительные работы. На это время «Ваза» был помещён в сухой док. Доступ публики сюда был открыт в 1979 г. В течение последующих 10 лет музей посетили 11 млн человек. 16 августа 1990 г. на острове Юргорден был торжественно открыт новый музей. Трёхэтажное здание построено специально под экспозицию и позволяет осмотреть «Вазу» со всех сторон на различных уровнях высоты. Помимо самого корабля, на территории музея существует множество различных выставок и экспозиций. В настоящее время это один из самых посещаемых музеев Стокгольма.



Проблема, немедленно возникшая перед исследователями после подъёма «Вазы», заключалась в необходимости его консервации. Из-за отсутствия доступа кислорода древесина, из которой он был сделан, прекрасно сохранилась. Однако пропитанное водой дерево начинает растрескиваться и усыхать уже через несколько дней в тёплом сухом воздухе. Корабль мог бы рассыпаться полностью, если бы дерево не было обработано надлежащим образом.

Когда «Ваза» был поднят на поверхность, каждый килограмм древесины содержал 1,5 кг воды. 1,35 кг нужно было испарить, а оставшуюся массу заменить полиэтиленгликолем, который предотвратил бы усыхание древесины. Для этого корпус «Вазы» на протяжении 1962–1979 гг. круглые сутки орошался из 500 распылителей смесью полиэтиленгликоля и воды. Скульптуры и небольшие деревянные куски обрабатывались в ванне.



Проблему представляли также механические повреждения. Разрушена была большая часть кормы, верхней палубы и бикхеда в носу. На месте обнаружения судна археологи подобрали порядка 13 500 разрозненных деталей, которые требовалось идентифицировать и закрепить на месте. Работа исследователей порой напоминала сборку головоломки, в которой единственной подсказкой зачастую служила их собственная фантазия. Постепенно корабль восстанавливался, пока не получил вид полностью собранного.



Многолетние труды реставраторов сделали возможным наблюдать корабль практически в том самом виде, в котором он уходил под воду 388 лет назад. Сегодня «Ваза» примерно на 95% состоит из подлинных деталей. Конечно, некоторые элементы были утрачены, и их пришлось воссоздать заново. Добавленные позже, они заметно выделяются своей ровной поверхностью на более тёмной и неровной оригинальной фактуре.



Роскошная отделка


«Ваза» был одним из самых больших и красивых кораблей своего времени. Богатый декор корабля считался существенной частью его вооружения, демонстрацией богатства и мощи государства. Для оформления корабля из Германии и Голландии были приглашены самые искусные резчики по дереву, которые украсили «Вазу» более чем пятьюстами деревянными фигурами и двумястами изображениями резного орнамента в стиле позднего Ренессанса и раннего барокко. Материалом резчикам служила древесина липы, сосны и дуба. Все украшения были ярко расписаны, некоторые из них позолочены. На фоне корпуса из светлого дерева яркие, даже аляповатые изображения создавали ощущение праздничности.



Сюжеты взяты из древнегреческой мифологии, Библии и римской истории. Это изображения Геркулеса и сказочных грифонов, нереид, тритонов, русалок и дельфинов, библейских воинов и львов, римских воинов и императоров, поющих и трубящих ангелов. Например, из «Книги судей» в Ветхом Завете взяты 23 воина Гидеона, изображённые над кормовой галереей. С факелами и масляными лампами в руках, дующие в рога и горны, они идут в бой за своего бога.



Вид на корпус «Вазы» с кормы на нос позволяет оценить размеры корабля. Оригинальная палуба не сохранилась. Та, что мы видим сегодня, является современной реконструкцией. Частично сохранились фок и грот-мачты. Бизань, которую мы видим на корме, пришлось изготовить заново.

Важнейшую роль среди роскошных изображений на корме корабля играет шведский государственный герб. По сторонам его поддерживают лапами два вздыбленных льва. Герб в барочном стиле украшен изображениями гирлянд, виноградных лоз и фруктов. Резное панно, которое мы имеем возможность наблюдать сегодня, состоит из 22 деталей, собранных и закреплённых на месте при помощи гвоздей. Его реставрация является результатом кропотливого труда специалистов.



Тёмный строгий корабль, который мы видим сегодня, непохож на тот, каким он был в XVII веке. Сотни скульптур, льнущих и карабкающихся по всему судну, были ярко, даже аляповато окрашены. При помощи микроскопа удалось обнаружить пигменты синего, зелёного, оранжевого, красного цветов, свинцовые белила и другие. Не обошлось без сюрпризов. Ранее считалось, что фоновым цветом кормы корабля являлся синий, и эта гипотеза нашла отражение в изображениях «Вазы», сделанных в 1970–1990-х гг. Более детальные исследования позволили выяснить, что фон был красный.



Художники барокко наряду с торжественными и монументальными образами любили изображать грубое, полнотелое, эротическое и комическое. Помимо ангелов, святых и воинов, на «Вазе» множество изображений пышногрудых русалок, бородатых тритонов и смеющихся чертей. Сегодня легко отмахнуться от этого излишества как от простой безвкусицы, но в XVII веке это именовалось бесподобным, этому охотно поражались.



Исследование, продолжавшееся на протяжении двух лет, позволило идентифицировать ряд резчиков и художников. По высокому мастерству исполнения легко выделяются работы немца Мортена Редтмера, автора гербового панно на корме корабля, носовой фигуры льва, скульптуры Геркулеса и других больших и наиболее выразительных скульптур. Другие фигуры представляют собой работы Ханса Клаусинка, Йохана Дидрихсона Тиссена и, возможно, Маркуса Леденса. Эти мастера, согласно архивным данным, работали в это время на корабельной верфи и, наверняка, были задействованы при постройке «Вазы». Наконец, некоторые скульптуры, судя по топорности изготовления, принадлежали работе менее видных мастеров или даже учеников.



Детали


Две галереи на корме корабля являлись данью моде XVI–XVII вв. Сюда выходили помещения кормовой части корабля, предназначенные для размещения капитана и офицеров. Нижняя галерея завершалась круглой, увенчанной куполом башенкой, в которой размещался офицерский туалет. Стоявший здесь ночной горшок опустошался одним из юнг.



Суда XVII века отличались высокой кормой с целым рядом надстроек. Первая кормовая надстройка – ахтердек (шканцы) – начинается позади грот-мачты и идёт к корме за бизань-мачту. Ахтердек являлся самым почётным, торжественным участком на корабле. В бою здесь находились капитан корабля и старшие офицеры.

Небольшой трап вёл с ахтердека на квартердек – палубу второй кормовой надстройки. Как правило, в помещениях квартердека располагались каюты капитана и старших офицеров. На самых больших судах этого времени, к числу которых принадлежал «Ваза», поверх квартердека иногда строилась ещё одна маленькая надстройка – ахтеркастель. Общая высота кормы «Вазы» составляла 19,3 м.



Снимок даёт представление о верхней палубе корабля – опердеке – проходившей через всю длину судна от носа до кормы. Большая часть опердека на «Вазе» была открытой. На ней располагались артиллерийские орудия, шпиль для подъёма якоря, шлюпки, световые и вентиляционные решётчатые люки, различные приспособления для крепления снастей бегучего такелажа и работы с ними.

На носу «Вазы» отсутствовала обычная для кораблей этого времени надстройка фордека, на которой находились орудия и приспособления для крепления снастей бегучего такелажа фок-мачты и бушприта. Носовая палуба являлась продолжением опердека.



Выступающий впереди носа бушприт был предназначен для крепления стоячего такелажа стеньг фок-мачты, а также такелажа носовых парусов – кливеров и стакселей. Угол возвышения бушприта составляет 30°. К форштевню корабля бушприт крепится посредством двух мощных канатов найтовых. Поверх форштевня крепилась треугольная платформа-гальюн, отделённая от носовой палубы вертикальной перегородкой-бикхедом. Открытая ветру и обдаваемая волнами, эта площадка служила отхожим местом для матросов.



Вид на носовую часть палубы и гальюн со стороны бушприта. Хорошо видны носовая перегородка-бикхед и проходы, ведущие вовнутрь корпуса судна.




Носовая часть корабля, вид снизу. Хорошо видны кницы гальюна, посредством которых он соединялся с корпусом корабля. Между параллельными кницами находятся круглые отверстия для якорного каната (клюзы). С боков гальюнная площадка огорожена двумя изогнутыми деревянными бортами-регелями, на которых крепятся скульптурные фигуры. Форштевень завершается резной носовой фигурой льва.



Панорамный вид на носовую часть корабля и корпус. Верхняя часть ограждения примерно соответствует линии водной поверхности, и в этом ракурсе корабль выглядит так, как если бы он плыл по морю.




В этом ракурсе хорошо видны детали и резные украшения форштевня корабля. 20 деревянных фигур на бортах-регелях представляют римских императоров от Августа до Септимия Севера, которых Густав II Адольф рассматривал в качестве своих предшественников.



Деревянная носовая фигура представляет собой изготовившегося к прыжку льва длиной 3,5 м. Оригинальная фигура была позолочена. Также сохранились следы красной краски в пасти льва и белила глаз. В лапах лев держит щит с гербовым изображением снопа соломы, который являлся символом королевской шведской династии Ваза. Лев здесь должен был символизировать короля и силу Швеции в борьбе против католиков и немецкого императора. «Северным львом» современники называли короля Густава II Адольфа.

Интерьеры


О внутреннем убранстве «Вазы» позволяет судить павильон, построенный в музее. Перед нами «большая камера», предназначенная для размещения старших офицеров корабля. Позади неё находится вход в капитанскую каюту. Стены каюты украшены деревянными панелями и резными украшениями более простого вида. Посередине находится стол, вдоль стен лавки и откидные койки.



Орудийная палуба с установленными на ней муляжами орудий. На вооружении «Вазы» находилось 48 больших 24-фунтовых, 8 штук 3-фунтовых, 2 штуки 1-фунтовых пушек и 6 мортир. Артиллерийские стволы размещались на деревянных лафетах, которые посредством талей крепились к бортам для предотвращения слишком сильной отдачи при выстреле. Стреляли пушки через порты, прорезанные в толщине борта.



Орудие главного калибра – 24-фунтовая пушка, весила 2,5 тонны. Отлитые из бронзы, орудия представляли собой значительную ценность. После того как корабль пошёл ко дну, их стремились поднять наверх. Впрочем, все предпринимаемые попытки заканчивались неудачей вплоть до 1665 г., когда швед Альбрехт фон Трейлебен и немец Андреас Пеккель, используя воздушный колокол и целую экспедицию водолазов, смогли поднять 53 пушки. Ещё несколько пушек было найдено в 1958 г.



Современная реплика «вороньего гнезда» – марсовой площадки на вершине мачты, служившей для размещения наблюдателей и стрелков во время боя. На заднем плане на стене виден один из шести сохранившихся парусов «Вазы».



Продольный разрез судна позволяет взглянуть на жизнь внутри корабля. Поражает царившая на корабле ужасающая теснота. На батарейной палубе на пространстве 47 на 11 метров должны были разместиться 400 человек. Койки матросов висели между пушками. Спать они могли посменно и не более 4 часов подряд. Ели также между пушками. Меню состояло из ячменной каши, фасоли или гороха, солонины, сушёной рыбы и сухарей. Припасы хранились в деревянных бочках на нижней палубе. Камбуз находился в нижней части судна, там готовили еду на всех в большом чугунном котле. Печь была сложена из кирпича.



Экипаж


Экипаж «Вазы» состоял из 145 моряков и 300 солдат. По штату он включал:






Матросы на корабль набирались посредством призыва в пропорции один человек из десяти. На службу не брали детей моложе 15 лет и стариков старше 60 лет. Питание и жильё им должны были предоставлять жители Стокгольма. Годовое жалование матроса в 1628 г. составляло 57 далеров, но из него вычитались деньги за питание и одежду. Наличными матрос получал менее четверти от этой суммы. Для сравнения, корова стоила 5 далеров, гусь полдалера, бочка ржи 1 далер, а бочка пива – 3 далера.

На одном из матросов, которые были найдены на борту «Вазы», хорошо сохранилась одежда. Она состояла из короткой куртки со стоячим воротником, тканой льняной рубахи, широких штанов до колен, чулок и мягких кожаных туфель. Принадлежности для шитья были найдены в рундуках экипажа, как и кожа, колодки и деревянные гвозди для починки башмаков.



«Хельги» — матрос, останки которого были найдены на нижней палубе, где его придавило пушечным лафетом. Он был 165 см ростом, 35 лет от роду, отличался хорошим здоровьем, но страдал от кариеса. Его хорошо сохранившаяся одежда была описана в предыдущем комментарии. В матерчатом кошельке у него было 36 медных монет, жалование за неделю. Этой суммы едва хватило бы на кувшин вина в кабаке. С собой у него был также нож в кожаных ножнах.



Постройка «Вазы»


Стокгольмская верфь в XVI–XVII вв. находилась на современной набережной Ниброкаен. Здесь находились склады для древесины, кузнечные мастерские, 2 мельницы и бараки для сотен рабочих. На макете представлено несколько кораблей в разной стадии постройки. Один из них, полностью готовый, проходит ремонт днища. Верхняя часть его мачт и реи сняты, как это делалось, когда корабль ставился на ремонт. Далее видны два других корабля на разных стадиях постройки. Вдалеке виден силуэт Гамластана и королевского дворца Трекронур.



«Ваза» на нулевом цикле работ. На киле укреплены кормовой транец, форштевень и нижний уровень обшивки.




Каркас судна в процессе постройки, установлена часть шпангоутов и обшивка подводной части корпуса.




Корпус корабля почти готов. Закончена установка шпангоутов и бимсов, на которых предстоит настелить палубу. Внешняя обшивка ещё отсутствует. До завершения работы остается несколько месяцев.




Современный макет в масштабе 1:10 позволяет наглядно представить внешний вид «Вазы» в первый и последний день его военной службы.


8 июня 2016 01:17
Вернуться назад