uCrazy.Ru / Броненосец «Император Александр II» и его нетипичная судьба

Броненосец «Император Александр II» и его нетипичная судьба



Броненосец «Император Александр II» и его нетипичная судьба

Водоизмещение проектировавшегося русского эскадренного броненосца определили в 7500 т, среднюю осадку — не более 6 м, скорость — не менее 14 уз, запас угля — на шесть суток полного хода, артиллерийское вооружение — одно 305-мм в носовой части «с возможно большим углом обстрела» и четыре 229-мм орудия, по углам забронированного каземата с возможностью стрельбы двух в нос, двух в корму. Бронирование — сталежелезные плиты наибольшей толщиной в средней части борта 356 мм; барбет орудия главного калибра и каземат решили защитить 254 — 305-мм плитами, палубу над казематом — 38,1-мм листами, а вне его — двухслойной 75-мм броней. При составлении эскизных чертежей броневой пояс по ватерлинии удлинили до оконечностей в соответствии с приказанием управляющего Морским министерством адмирала И.А. Шестакова. Заметно усиливалась и артиллерия, даже в ущерб осадке (она возрастала до 7 м); вместо одного — два 305-мм проектировавшихся тогда дальнобойных 30-калиберных орудия, которые намеревались расположить на снижающихся станках внутри грушевидного барбета; на батарейной палубе добавлялось восемь 152-мм пушек. Боезапас должен был составить на каждое 305-мм орудие 85, а на 229-милиметровое — 125 снарядов. В окончательном виде бронирование выглядело так: пояс шириной 2,6 м наполовину (1,5 м) находился под водой; пояс по ватерлинии покрывался листами мягкой стали в два слоя (суммарная толщина 63,5 мм); подкладкой под броню служили лиственничные брусья (254 мм), устанавливавшиеся под наиболее толстыми плитами.

Для стрельбы на близкие дистанции при снижении орудий верхняя палуба к носу и корме имела некоторую покатость. Непотопляемость обеспечивали десять поперечных и одна продольная водонепроницаемая переборка. Корпус обшивался листовой сталью от 9 до 12,7 мм. Водоизмещение броненосца возрастало до 8634 т, из них на корпус с подводной деревянной и медной обшивками приходилось 2935 т (34%), броню — 2474 т (29%), машины — 247 т (14,4%), артиллерию — 650 т (7,5%), команду с багажом — 72 т (0,8%), провизию с водой — 84 т (0,9%), запасы и минное вооружение — 300 т (3,5%), уголь — 872 т (10%). Увеличившаяся до 15 уз проектная скорость обеспечивалась двумя паровыми машинами компаунд суммарной мощностью 8000 л. с. За образец приняли сначала машину фрегата «Владимир Мономах», а затем броненосного крейсера «Адмирал Нахимов». По предварительным подсчетам, 872 т угля должно было хватать на 4,5 суток полного хода (1620 миль), а при действии половины котлов — на девять (2800 миль); предусматривались дополнительные хранилища еще на 500 т с расчетом на более длительные плавания в океане, правда, осадка при этом увеличивалась до 7,3 м. Кроме того, предусматривалось парусное вооружение брига — рангоут из двух железных мачт с парусами площадью 2265 кв. м, в дальнейшем уменьшенной до 1560.



Окончательно чертежи и спецификацию корабля МТК утвердил 24 августа 1883 года. Тогда же началось распределение заказов между отечественными заводами на прокат стали для корпуса, строительство новых мастерских, а в сентябре — постройка деревянного эллинга в Новом Адмиралтействе в Петербурге, где предполагалось строить броненосец «казенными средствами». В середине ноября приступили к сборке корпуса непосредственно на стапеле.

Интересно отметить отношение строителя броненосца подполковника Н.А. Субботина к начинавшейся в Морском министерстве кампании по «экономии» средств при постройке кораблей. Предлагая заказать в Англии весьма дорогостоящие тиковые брусья, он писал, что броненосцы строятся для долговечной службы, и строитель обязан все конструктивные элементы, до самых мелких, делать "из материалов наилучшим образом... меньший ремонт гораздо более сделает сбережений для казны впоследствии, чем временная экономия от удешевления материала при постройке». Весь 1884 года ушел на строительство корпуса; замедлившиеся в зимний период работы с новой силой возобновились весной. Для корпуса, доведенного в апреле до жилой (броневой) палубы, оба штевня и рулевую раму заказали Путиловскому заводу, а Ижорскому — плиты вертикальной брони и листы из мягкой стали для бронирования палубы. Балтийский завод начал изготовление главных механизмов.

29 апреля 1885 года МТК рассмотрел представленный Н.А. Субботиным третий вариант усиления вооружения, предусматривавший замену четырех 229-мм двумя 305-мм орудиями в кормовой барбетной установке. Против этого выступил член МТК генерал-лейтенант Ф.В. Пестич, считавший, что такое перевооружение приведет к «замедлению быстроты огня»; по его мнению, эти орудия пригодны только против небольшого числа существующих броненосцев, а отсутствие носовых 229-мм пушек существенно ослабит силу носового залпа, столь важного при «таранной» атаке. Для основного числа рангоутных броненосцев, построенных в 1865-1880 годах, с бортовой броней 114-254 мм (в противовес которым и создавался первый балтийский броненосец), 229-мм орудия считались весьма эффективными. Отказавшись, по настоянию Ф. В. Пестича, от изменений в вооружении, МТК признал целесообразным в целях экономии веса, сделать барбетную защиту 305-мм орудий не грушевидной, а круглой формы, заменив станки на неснижающиеся. Сэкономленные 140 т употребили с пользой — на броневые прикрытия казематов 229-мм орудий (152-мм траверзные и 75-ми бортовые плиты), на увеличение до 50 мм толщины наружного борта против 152-мм орудий для защиты от малокалиберных орудий.

15 июля 1885 года строившийся броненосец получил название «Император Александр II», тогда же его зачислили в списки кораблей русского флота. Незадолго до этого, в июне 1885 г., Общество франко-русских заводов получило заказ на однотипный броненосец (впоследствии «Император Николай I»). В процессе постройки обоих кораблей нередко вносились коррективы. Так, например, вместо труднодоступных кормовых угольных ям, устроили дополнительное хранилище на жилой палубе. По настоянию МТК отказались от подводной деревянной и медной обшивок, облегчив тем самым корпус на 194 т. Предполагавшиеся к установке 229-и 152-мм орудия заменили более мощными в 35 калибров, причем вызванную этим 70-тонную перегрузку МТК предложил компенсировать за счет запасов угля. По предложению командира броненосца капитана 1 ранга П.Ф. Юрьева, а также в результате обобщения опыта плавания в Тихом океане фрегата «Владимир Мономах» решили отказаться от парусного вооружения и установить лишь две стальные мачты с марсом на каждой для 37-мм пушек Гочкиса.



1 июля 1887 года состоялся спуск корабля на воду, после чего началась погрузка машин и котлов. В октябре завершилась сборка броневой палубы, начался монтаж батарейной и верхней палуб, изготовление и установка деревянных бортовых щитов, каютных переборок, дверей. Покрытие палуб деревом закончилось лишь в апреле 1888 года. Заказанные Металлическому заводу барбетная установка, семь бортовых торпедных аппаратов (от двух в районе кормы впоследствии отказались), а также последние 29 бортовых плит установили из-за задержки поставок только к концу 1889 году. Переданный на достройку в Кронштадтский порт весной 1890 года броненосец начали готовить к испытаниям, несмотря на массу недоработок. В специально созданную приемочную комиссию под председательством адмирала К.П. Пилкина входил младший флагман Балтийского флота контр-адмирал С.О. Макаров. Прошедшие 18 сентября 1890 года испытания механизмов показали хорошие результаты, хотя обе машины в сумме не добрали 211 л.с. (при водоизмещении 8748 т и мощности 8289 л.с. скорость составила 15,27 уз).

Проведенные в конце сентября испытания артиллерии стрельбой на максимальных углах снижения не выявили серьезных повреждений корпуса; не имела нареканий и работа механизмов наведения барбетной установки. Повторные испытания также дали хорошие результаты, выявив к тому же возможность увеличения углов обстрела путем изменения формы крыльев мостика. «Корабль вообще производит хорошее впечатление по своему благоустройству, и многие подробности заслуживают большого одобрения по тщательности выделки и обдуманности», — писал позднее С. О. Макаров.

Несмотря на официальное в 1891 году завершение постройки, на броненосце еще продолжались работы. Так весной 1892 года наконец-то было смонтировано сферическое броневое прикрытие для 305-мм орудий, хотя попытка установить его была предпринята еще год назад. Подобные оригинальные по форме крыши несколько позже смонтировали еще на одном отечественном броненосце «Двенадцать апостолов». Все работы фактически были закончены только летом 1893 года, когда сферическая крыша барбетной установки обрела одобренный МТК козырек, призванный обеспечить защиту амбразуры от осадков. С этого момента «Александр II» обрел свой неповторимый облик.

Броненосец «Император Александр II» и его нетипичная судьба


Кампания 1894 года для броненосца прошла в составе Практической эскадры. Этот отряд боеспособных кораблей должен был, по замыслу морского штаба, встретить в открытом море вражеские силы, «проникшие на Балтику». Стоит отметить, что отношение к подобным планам было достаточно серьезным. Все занятия и плавания эскадры были посвящены непосредственно боевой подготовке и тщательному изучению сложной и мелководной акватории Балтийского моря. Корабли постоянно посещали все районы, где, по мнению генштаба, могли состояться сражения с противником. Плавания были насыщены интенсивными учениями и практическими стрельбами.

Начало 1895 года принесло известие о готовящемся в Германии большом торжестве, которые знаменовали завершение многолетнего строительства Кильского канала, который получил имя Кайзера Вильгельма. Этот канал имел большое стратегическое значение, так как соединял Северное и Балтийское моря. Три российских корабля «Александр I», крейсер «Рюрик» и канонерская лодка «Грозящий», получившие звучное наименование «кильской эскадры», совершили переход из Кронштадта в Киль, где, вместе с кораблями французской и английской эскадры, приняли участие в торжествах. Никакими другими особыми событиями кампания 1895 года отмечена не была, чего нельзя сказать о кампании 1896 года, давшей начало известному Средиземноморскому плаванию.

3 августа 1896 года эскадренные броненосцы "Александр II", "Наварин", а также миноносцы, снявшись с якоря, взяли курс на шведский порт Христианзанд. Так началось единственное дальнее плавание "Александра II". Спустя шесть дней отряд прибыл в шведский порт, после чего направился в английский Портленд. Оттуда корабли взяли курс на Средиземное море в порт Кадис. 14 сентября "Александр II" попал в сильнейший шторм. Ветер достигал 10 баллов, а волнение 7 баллов. Качка была до 30° на борт. В минуту "Александр II" совершал до 15 размахов на борт. Но корабль и экипаж с честью выдержал это испытание.



До самого конца октября отряд посещал различные средиземноморские порты и гавани. В период нахождения в порту Порос на борт броненосца поднялся великий князь Георгий Михайлович, являвшийся наследником греческого престола. "Александр II" доставил князя в итальянский порт Триест.

В конце 1896 года средиземноморский отряд был усилен. К нему добавились броненосцы "Николай I" и "Сисой Великий", а также крейсер 2 ранга "Вестник" и минный крейсер "Посадник". Усиление эскадры оказалось своевременным, так как в начале 1897 года на острове Крит разразился конфликт между греческим и турецким населением. Началось все с драки на базаре, которая переросла в массовые беспорядки, в которых погибло более 60 человек. Учитывая натянутые отношения между Грецией и Турцией, не исключалось и начало войны. Ее вероятность стала еще более явной после обстрела греческим крейсером "Miaulis" турецкого транспорта.

Ведущие державы приняли решение блокировать остров Крит — являвшийся основным очагом напряженности. Необходимо было пресечь возможность доставки на остров регулярных войск. Блокировали Крит и российские корабли, что давало понять дружественной Греции, что Россия, придерживается и не допустит обострения отношений с другими державами. Естественно греки подобную политику России активно осуждали. Конфликт затянулся на весь 1897 год, что задержало в этих местах русские корабли. Однако 5-го апреля "Александр II" вышел из бухты и взял курс на Мальту, где броненосец планировалось поставить в английский док для ремонта.

В ходе осмотра днища, проведенного в доке, выяснилось, что фальшкиль сильно изъеден червем-древоточцем, который прекрасно себя чувствовал в теплых водах. К его исправлению приступили британские рабочие. Докование затянулось, поэтому в порт Суда броненосец вернулся только 24 июня. Плавание в греческих водах возобновилось. Оставшуюся часть 1897 года "Александр II" провел в переходах между греческих портов и учениях. В этот период он был флагманским кораблем Средиземноморской эскадры.



В начале 1898 года срочно потребовалось усилить эскадру Тихого океана, куда ушли "Сисой Великий" и "Наварин". В конце марта покинул эскадру и "Николай I", отправленный в Кронштадт на ремонт. Из броненосцев в Средиземном море остался только "Александр II".

В ходе длительного плавания в машине проводили обычные ремонтные работы. В целом машины были вполне удовлетворительном состоянии, и случившуюся 2 июня 1898 г. катастрофу можно считать скорее случайной, чем закономерной. В результате возгорания скопившихся углеродистых газов произошел взрыв в левом бортовом коридоре, вблизи угольных ям. Погибло два кочегара, еще шесть получили травмы. Причиной возгорания стал огонь свечки, которую зажгли кочегары в помещении соседствующем с угольной ямой.

Но плавание "Александра II" продолжалось. 19-го ноября броненосец вновь поставили в док. Теперь уже в итальянском порту Пола. 24 декабря "Александр II" вышел на воду и во время ходовых испытаний легко достиг скорости в 11,75 узла. Средиземноморское плавание "Александра II" продолжалось до апреля 1901 года.

Ранним утром 7 сентября 1901 года жители Кронштадта узнали в темном силуэте, медленно входящего в гавань корабля, эскадренный броненосец "Император Александр II". Корабль сразу же вызвал интерес у встречающей моряков публики. Что и говорить, броненосец прошел почти 36 000 миль, что практически в полтора раза больше длины экватора. В топках 12 корабельных котлов было сожжено 19500 т угля, что по весу в два раза превышало водоизмещение броненосца. От тяжелой службы с "Александра II" на берег, в госпитали, было отправлено 147 человек, это почти четверть корабельной команды. Не вернулось домой 16 матросов. 12 из них умерли на чужбине, а 4 остались за границей в поисках «лучшей жизни».



В апреле 1902 года "Александр II" вошел в состав Учебно-артиллерийского отряда, и в новой кампании ему уготованы были интенсивные плавания и стрельбы. ГМШ осознавал имеющуюся острую нехватку комендоров, которых следовало срочно подготовить в кампаниях ближайших двух лет. К 1903 году некогда мощный броненосец практически стал "бессильным", его предстояло перевооружить, отремонтировать и обновить, сделав полноценной единицей флота.

В 1904 году на "Александре II" заменили вооружение согласно требованиям, предъявляемым к учебно-артиллерийским кораблям. Из прежних систем остались только два 305-мм орудия. Четыре старые 229-мм пушки сменили на пять новых 203-мм орудий. Также корабль получил восемь 152- и четыре 47-мм на батарейной и четыре 120-мм на верхней палубе. Мачты и реи заменили новыми уменьшенными и облегченными. Для ночной стрельбы смонтировали прожекторы системы Манжена. На основании опыта русско-японской войны демонтировали бортовые торпедные аппараты. Во время ходовых испытаний обнаружилось много дефектов котлов, которые текли. Их зачеканили, но этого хватило только на одну кампанию. Капитальный же ремонт котлов был завершен только зимой 1911 года, после чего броненосец показал скорость в 12,7 узла.

Следующей известной страницей в жизни броненосца "Император Александр II" стало участие в революционном движении. Еще в начале 1902 года на этом корабле был организован первый флотский социал-демократический кружок, а с 1914 году действовала подпольная группа под руководством артиллерийского унтер-офицера большевика И. Д. Сладкова. В дни Февральской революции экипаж сразу же присоединился к восставшим Кронштадта, а командование кораблем взял на себя судовой комитет. Именно по его требованию линкор 22 мая 1917 г. получил звучное новое имя — «Заря свободы»; 113 моряков с броненосца участвовали в Петрограде в июльской демонстрации, которая была расстреляна по распоряжению Временного правительства. Но это отнюдь не остановило матросов. По заданию Кронштадтского комитета экипаж в сентябре начал готовиться к вооруженному восстанию. Под руководством большевика А.Ф. Линяева на корабле 15 октября прошло собрание, которое обратилось к морякам Балтийского флота со следующими словами: «Мы все скажем: руки прочь, вся власть Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Помните, товарищи, что время не ждет. Довольно слов, нужно действовать».



Утром 25 октября броненосец занял назначенную штабом восстания, позицию у входа в Кронштадтскую гавань для защиты базы Балтфлота. 9 ноября 1917 года «Заря свободы» вновь прибыл в Петроград и стал на якорь рядом с крейсером «Аврора». В этот раз экипажу поручили обеспечение революционного порядка в столице и охрану Смольного; летом 1918 года корабль вернулся в Кронштадт. В январе 1919 года броненосец вместе с другими кораблями занял боевую позицию у входа в канал; перед ним стояла задача не пропускать корабли без разрешения военно-революционного комитета, а в случае наступления на Петроград контрреволюционных войск держать под обстрелом весь Лиговский район. В дальнейшем корабль находился в порту на хранении; в 1922 года его начали разбирать. Так окончился путь эскадренного броненосца Балтийского флота, который не участвовал ни в одном сражении, но при этом сумел повлиять на внешне- и внутриполитические события.

8 августа 2016 00:38
Вернуться назад