uCrazy.Ru / Северные конвои. Часть I

Северные конвои. Часть I



1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу. Через три дня Великобритания и Франция объявили войну немцам. Однако боевых действий на суше они не предприняли: девять месяцев длилось затишье — «странная война». Лишь на морях и океанах велись бои, связанные с прорывом обоюдной блокады.

В апреле 1940 года германские войска начали широкое наступление на Западе, в результате которого большая часть континентальной Европы оказалась под контролем Германии. Лишь островная Великобритания отчаянно сопротивлялась налетам фашистской авиации, готовясь к отражению десантов.

16 июля 1940 года Гитлер объявил о подготовке операции «Морской лев» — вторжении в Англию. До сих пор точно, не известно планировал ли он ее реально или это был элемент дезинформации. Но в любом случае, в этот период усилились массированные бомбардировки британских городов и портов. Ожесточилась морская блокада: немецкие подлодки перекрыли все пути подвоза в метрополию продовольствия и сырья. Военно-экономическому потенциалу Великобритании был нанесен существенный ущерб, население было деморализовано.

Неожиданно обстановка резко изменилась. 22 июня 1941 г. фашистские войска перешли границу СССР.

Начались бои на восточном фронте.

В книге В. Томпсона, личного телохранителя английского премьер-министра У. Черчилля, отмечается, как было воспринято это событие в его ближайшем окружении: «Трудно понять... это чувство безмерного облегчения, внезапного освобождения от груза... Значение этого события было крайне радостным для всех нас». Э. Хьюз прямо пишет, что «решение Гитлера напасть на СССР было для Черчилля буквально даром богов. Это, безусловно, было самым лучшим известием, которое Черчилль получил за долгий период времени». С началом боевых действий Германии на восточном фронте Великобритания получала отсрочку. Основным театром войны становился русско-германский фронт.

В день нападения на нашу страну У. Черчилль выступил с речью по английскому радио. Он сделал решительное программное заявление: «Мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем». Однако другая часть его выступления заставляла усомниться в искренности этих заявлений. Английский премьер напомнил: «За последние четверть века никто не был более последовательного противника коммунизма, чем я. И я не собираюсь брать обратно ни одного своего слова о нем».

В Соединенных Штатах, которые еще не вступали в войну, тоже было немало антисоветских настроенных политических деятелей. Сенатор Г. Трумэн, который впоследствии стал президентом, высказался, например, так: «Если мы увидим, что побеждает Германия, то США следует помочь России, если же будет побеждать Россия, то нам следует оказать помощь Германии, то есть поступить таким образом, чтобы они убивали как можно больше».

В первые недели Великой Отечественной войны начались советско-английские правительственные переговоры. 12 июля 1941 года в Москве произошло подписание совместного Соглашения о взаимной помощи — первый официальный документ, положивший начало образованию антигитлеровской коалиции. А накануне октября, в Москве, прошла конференция трех держав; СССР, Англии и США. Она декларировала их единство в борьбе против фашизма, и на ней были рассмотрены вопросы военно-экономической помощи. В итоге переговоров было установлено, что союзники с 1 октября 1941 года будут ежемесячно поставлять в нашу страну 400 самолетов, 500 танков, 2 тыс. т алюминия, 1 тыс. т броневого проката для танков и т. д. Кроме того, предусматривалась отправка 152 зенитных и 755 противотанковых орудий. Советский Союз обязался в ответ поставить США и Великобритании стратегическое сырье.



Советский Союз предложил западным союзникам начать боевые действия в Европе. Под давлением общественности, Англия и США были вынуждены принять на себя обязательство по открытию в 1942 году второго фронта. Однако под разными предлогами они откладывали начало военных операций. Второй фронт так и не был открыт ни в обещанном 1942, ни в следующем 1943, ни в начале 1944 года.

Великобритания традиционно предпочитала воевать чужими руками, и руководители этой страны хотели ограничить свою помощь СССР военными поставками. Лидеры Соединенных Штатов также придерживались этой тактики. Доставка грузов в нашу страну была возможна тремя путями: через Атлантику мимо Норвегии, в северные порты Архангельск и Мурманск, через Тихий океан в дальневосточный порт Владивосток, через Индийский океан в иранские порты Персидского залива и далее сушей к границе СССР.

Первый морской путь являлся самым коротким, к тому же от советских северных портов до фронта было всего ближе. Он и был избран основным — время доставки грузов, особенно в первые месяцы войны, имело главенствующее значение. Идущие на советско-германском фронте ожесточенные бои требовали большого количества вооружения и боеприпасов. Тяжесть положения усугублялась для нашей страны тем, что часть оборонных и промышленных предприятий в это время эвакуировалась на Восток.

Самый короткий северный путь был и самым опасным. Возможные морские маршруты пролегали вдоль берегов Норвегии, чьи базы стали основой сосредоточения германских надводных кораблей и подводных лодок, там же были и аэродромы базирования люфтваффе. Обеспечить надежную охрану караванов судов было нелегко. Осложнял задачу и тот факт, что в летний период над этими северными районами стояло незаходящее солнце, зимой же осложняли движение льды.



Нарком ВМФ Н. Кузнецов вспоминал, как его вызвал в Кремль Верховный Главнокомандующий И. Сталин: «Вам нужно срочно направиться на Северный флот. У меня нет уверенности, все ли там должным образом подготовлено для встречи союзников». Прибыв в Архангельск, нарком уточнил с командующим Северным флотом А. Головко все практические вопросы, касающиеся проводки конвоев и взаимодействия с англичанами. Была обсуждена возможность подхода судов не только к архангельским причалам Бакарицы и Левого берега, но и Экономии, а также порта Молотовска (Северодвинска).

Однако англичане с американцами не спешили приступать к выполнению своих обязательств. В разговоре с советским полпредом в начале сентября 1941 года британский премьер-министр заявил, что Британия не сможет оказать СССР никакой серьезной помощи — ни путем открытия второго фронта, ни путем начала широкого снабжения необходимыми нашей армии видами оружия.

Задачи по формированию конвоев было поручены оперативному управлению британского Адмиралтейства. Возглавлял эту работу капитан 3 ранга П. Эдвардc (P.Q. Edwards). Именно его инициалы легли в наименование конвоев, направляющихся на восток, получивших индекс «РQ», а обратные конвои имели индекс «QР». Первый пробный конвой под индексом «РQ-0», получивший название «Дервиш», вышел 21 августа 1941 года из Исландии в Архангельск в составе 6 транспортов. Эскорт состоял из двух эсминцев и семи других боевых кораблей. До входа в Белое море его сопровождали также силы прикрытия: два крейсера и авианосец. На борту транспортов в нашу страну шли 64 самолета, 3840 глубинных бомб и морских мин, 10 тыс. тонн каучука и иные военные грузы. В Баренцевом море к конвою присоединился пассажирское судно «Импресс оф Канада» в сопровождении крейсера «Нигерия» и трех эсминцев. На лайнере эвакуировались более двух тысяч, работавших на шахтах Шпицбергена, советских горняков вместе с членами их семей.

В последний день августа 1941 года в Архангельск пришел конвой союзников «РQ-1». В его состав было 5 транспортов. 11 октября в Белое море прибыл конвой «РQ-2». Суда разгружались в Архангельске и Молотовске. Привезли они танки, истребители, орудия, снаряды и патроны. Каждый караван сопровождали крейсер, 2 эсминца и 3-6 тральщиков.

Наступившая зима была очень суровой. Тяжелый лед сковал Белое море и Двину. Даже ледоколы не могли обеспечить безопасную проводку. Советское правительство дало указание о направлении конвоев союзников в незамерзающий порт Мурманск. Это потребовало срочных восстановительных работ, так как после сильных бомбежек причалы и сам город были сильно разрушены.

В Мурманск прибыли уполномоченный ГКО И. Папанин, английские представители министерства военных перевозок и военной миссии. 21 декабря 1941 года, впервые, караван союзников вошел в Кольский залив и встал под разгрузку в Мурманске. Всего до конца 1941 года в северные порты СССР прибыло 7 конвоев союзников. Все они прошли без потерь.

Согласно договоренностям, сопровождение конвоев «на север России» (такое выражение бытовало у союзников) обеспечивали британские боевые корабли. На меридиане о. Медвежий к англичанам присоединялись корабли советского Северного флота.



Первые караваны союзников насчитывали по 5-12 судов, затем их состав увеличился до 30-35. Выстраивали их в определенном порядке (ордере) по 6-8 кильватерных колонн. Над судами каравана нередко поднимали небольшие аэростаты заграждения и воздушные коробчатые змеи.

В караваны направляли вооруженные суда. Каждый транспорт, как правило, имел пару орудий 4-6 дюймов, две-четыре зенитных автоматических пушки «Бофорс» (40 мм) и восемь — десять зенитных автоматов «Эрликон» (20 мм). Размещались на судах также ракетницы, выстреливающие парашютики с висящими тросиками, глубинные бомбы и шашки дымовых завес. Суда оборудовались противоминными размагничивающими обмотками, шпиронами и параванами, дополнительными спасательными плотами на вантах, прожекторами и сигнальными лампами. Перед военным рейсом в Арктику команда получала теплое обмундирование: куртки на меху, шерстяные вязаные шапочки, сапоги, варежки.

В начальный период войны караваны комплектовали из судов различных типов. Позже основу караванов стали создавать серийные «эмпайры» английской постройки, «оушены» и «либерти» — американской, «форты» — канадской. Наиболее массовым военным транспортом были «либерти» — «суда на один рейс». Всего в США этих достаточно крупных судов, водоизмещением порядка 10 тыс. т, было построено 2710 экземпляров. Главным их достоинством была дешевизна. Строились они по упрощенному проекту и в целом соответствовали требованиям военного времени.



В течение всей войны у союзников существовала острейшая нехватка кадров для судов торгового флота. Пришло много случайных людей, соблазнившихся высокой зарплатой (500 долл. в месяц плюс надбавка за военные риски). Форсированная судостроительная программа обеспечивала пополнение флота, моряков не успевали готовить. Еще хуже было дело с военной подготовкой. Ее вели на береговых курсах, но между опасными рейсами никто из моряков не хотел лишать себя отдыха и тратить свободное время на учебу. Проблема несколько облегчилась, когда после окончания курсов, моряки вместе с аттестатами «королевского артиллериста» стали получать премию.

Британское Адмиралтейство, следуя общим политическим настроениям, без энтузиазма относилось к формированию и отправке конвоев в нашу страну. Первый морской лорд Д. Паунд, так пояснил эту точку зрения: «Конвои в Россию являются для нас постоянно висящим на шее камнем. Это — самая ненадежная операция, в которой опасность подстерегает на каждом шагу». К сожалению, такие взгляды не были редкостью в высших эшелонах власти Великобритании. Естественно, что такие настрои отражались и на количестве, и на качестве поставок.

До конца 1941 года наши западные союзники своих обязательств не выполнили. Из 800 самолетов, обещанных Англией, фактически было прислано 669, танков вместо 1 тысячи — всего 487, танкеток вместо 600 — только 330. США за 9 месяцев, начиная с октября 1941 г., из 900 бомбардировщиков поставили 267, из 900 истребителей — 278, из 2250 танков — 783, из 85 тысяч автомашин — 16,5 тысячи. Часть вооружения, составляла устаревшая техника: истребители «Харрикейн», например, вместо «Спитфайров» и «Аэрокобр».



По качеству поставок И. Сталин в письме президенту Ф. Рузвельту от 8 ноября 1941 года, вынужден был отметить: «Танки, артиллерия и авиация приходят в плохой упаковке, отдельные части артиллерии приходят в разных кораблях, а самолеты настолько плохо упакованы, что мы получаем их в разбитом виде».

При разгрузке первых конвоев оказалось, что многие грузы размещены на судах в беспорядке, некомплектно. Портовикам пришлось потратить несколько дней, чтобы найти, например, ящики с приборами для мин, радиоаппаратурой и инструкциями по сборке самолетов. Отсутствовали важные детали к акустическим тралам, глубинным бомбам.

Накануне 1942 года гитлеровское командование рассмотрело положение на Северном театре военных действий. Выступая на совещании 29 декабря, Гитлер дал указание: «Необходимо перевести туда все линейные корабли, которые кроме всего прочего следует использовать и для борьбы с арктическими конвоями».

Немцы сосредоточили в фиордах Северной Норвегии линкор «Тирпиц», крейсеры «Адмирал Хиппер», «Адмирал Шеер», «Лютцов», «Принц Ойген», «Нюрнберг», около 30 подлодок, более 400 самолетов. Однако их действия, поначалу, не приносили ощутимого результата. К весне 1942 года из 103 транспортов, проведенных в конвоях союзников, был потерян только один.



Решительный бой гитлеровское командование решило дать в начале марта 1942 года конвою «РQ-12». В море вышел мощнейший германский линкор «Тирпиц», сопровождаемый тремя эсминцами. Караван союзников спасла штормовая и туманная погода. После трехдневного блуждания, так и нигде и не обнаружив конвой, эскадра повернула на базу. На обратном пути ее неожиданно атаковали торпедоносцы с английского авианосца. Немецкий линкор только чудом избежал гибели.

После переговоров с командующим фашистским флотом адмиралом Редером 14 марта 1942 года, Гитлер в «волчьем логове» издал первый приказ о начале активной борьбы против направляющихся в Мурманск конвоев, которым, по его мнению, до этого момента не было никакого противодействия.

Пока готовился мощный удар по конвоям силами линейного флота, гитлеровское командование усилило активность действий своих эсминцев, подводных лодок и авиации. В конце марта, комбинированной атаке подвергся конвой «РQ-1З». Из 19 транспортов было потоплено 5. Получил повреждение, правда, от взрыва своей же торпеды, английский крейсер «Тринидад».



Фашисты расценили этот налет как «значительный успех». 13 марта 1942 года Гитлер еще раз подчеркнул, что борьба с конвоями, идущими в Мурманск, в настоящее время является основной задачей.

В апреле 1942 года президент Рузвельт напомнил Черчиллю о том, что в Америке и Англии находится 107, уже загруженных или стоящих под погрузкой судов, и он хотел бы в мае направить их по назначению. Но верный своей линии проволочек Черчилль ответил: «Выполнить ваше предложение мы не в силах». Ссылаясь на потери конвоя «РQ-13», он пытался задержать отправку конвоев, по крайней мере, до завершения полярного дня т. е. на полгода.

В мае британский военно-морской флот понес две тяжелые потери. Был поврежден двумя торпедами фашистской подлодки U-456 крейсер «Эдинбург», сопровождающий в Англию из Мурманска конвой «QР-11». Руль и винты боевого корабля были повреждены. Корабли сопровождения попытались отбуксировать крейсер обратно в Мурманск. Однако подлодка успела доложить о своем успехе командованию. Оно немедленно направило к месту боя самолеты люфтваффе и четыре эсминца. Раненый крейсер отчаянно отстреливался, маневрировал, укрывался за дымовой завесой. Флагманский вражеский эсминец «Герман Шоеман» был потоплен. Но и крейсер получил еще одну торпеду. Командир конвоя контр-адмирал С. Бонэм Картер отдал приказ оставить «Эдинбург». На борту корабля находилось около 800 человек: экипаж и возвращающиеся на родину моряки с погибших кораблей. Суда эскорта сняли около 750 человек, остальные погибли. После эвакуации людей, английский эсминец «Форсайт» прикончил крейсер. Корабль пошел ко дну, унося с собой около 5,5 т золота. Оно предназначалось для оплаты военных поставок Советскому Союзу.



13 мая из Мурманска, временно устранив ранее полученные повреждения, вышел крейсер «Тринидад». На следующий день его атаковала фашистская авиация. Бомбы разбили крейсер, и он затонул. Потеря двух крейсеров привела британское Адмиралтейство к выводу, что отправку конвоев в СССР, следует прекратить. Черчилль придерживался того же мнения, но, под давлением многих обстоятельств, вынужден был направить комитету начальников штабов следующую памятную записку, в которой указывал о необходимости продолжить доставку военных грузов в СССР. Очередной конвой намечалось отправить 18 мая, при этом Черчилль указывал: «Операция будет оправдана, если к месту назначения дойдет хотя бы половина судов».

20 мая 1942 года очередной конвой «РQ-16» вышел на восток. В его составе было 35 транспортов — он стал самым крупным караваном с начала войны. На переходе, в течение 6 суток он непрерывно подвергался сильнейшим ударам авиации. Фашистская авиация совершила 245 самолетовылетов. 22 мая караван атаковали 108 бомбардировщиков и торпедоносцев, летевших на разных высотах. В советской зоне, при охране каравана, погиб известный полярный летчик-истребитель дважды Герой Советского Союза Б. Сафонов. В результате налетов 5 транспортов были потеряны, 3 повреждены. Суда конвоя доставили 321 танк, 124 самолета, 2507 автомашин и тысячи тонн других военных грузов.



В составе конвоя был американский пароход «Карлтон». К большому унынию команды он начал свой рейс из Филадельфии 13 числа, в пятницу. После прихода в Исландию пароход присоединился к конвою, следующему в Россию. Во ходе одного из налетов на транспорт спикировал немецкий самолет. Буквально в считанных метрах от борта упали три — четыре бомбы. Бомбы скрылись под водой, а затем взорвались. Старый транспорт подбросило вверх «как яичную скорлупу», он получил серьезные повреждения, потерял ход. Эсминцам охранения был дан приказ: снять людей и затопить транспорт. Но капитан, норвежец Хансен, отказался от такой помощи и упросил траулер взять его на буксир. Через несколько суток израненное судно, отразив еще несколько налетов фашистской авиации, было прибуксировано обратно в Исландию. Позднее оно ушло на восток с конвоем «РQ-17», чтобы уже не вернуться...

Но об этом — в следующей части.
11 августа 2016 02:28
Вернуться назад