uCrazy.Ru / Корабли под Южным Крестом

Корабли под Южным Крестом




В середине XIX века австралийские колонии Великобритании находились в состоянии устойчивого экономического роста. «Золотая лихорадка», большое количество свободной земли – всё это создало предпосылки для быстрого накопления капиталов. Количество иммигрантов увеличивалось с каждым годом, росли крупные города, а потому остро встал вопрос безопасности колоний, особенно актуальный в свете того, что в 1853–1856 годах Великобритания вела войну с Россией. Ещё одним вероятным противником, обладавшим серьёзными силами, считалась Франция.

Вопреки широко распространённому мнению, британской колонии «Австралия» никогда не существовало. В XIX веке на континенте находился целый конгломерат колоний, которые объединились в Австралийский Союз лишь в 1901 году – Новый Южный Уэльс, Виктория, Квинсленд, Тасмания, Южная Австралия, Западная Австралия. Поскольку большая часть населения этих территорий имела британское происхождение, колонии пользовались широкими правами самоуправления – в том числе, и в столь важном вопросе, как оборонная политика. Это позволяло им содержать собственные вооружённые силы, построенные на добровольческой «милиционной» основе. Примечательно, что колонисты имели право и материальные возможности содержать не только сухопутные, но и морские силы, необходимые для обороны подступов к крупным городам.

Конечно же, на континенте присутствовали вооружённые силы метрополии, в том числе и флотские – так называемая Австралийская станция, сформированная в 1859 году. Вместе с тем отдельные колонии время от времени заказывали у Великобритании боевые корабли для собственных нужд. Некоторые из них имели серьёзную боевую ценность и неплохо смотрелись бы даже в составе флотов независимых государств. Наиболее примечательным стал флот колонии Виктория, разбогатевшей на «золотой лихорадке» 1850–1860 годов. К концу XIX века Викторианские морские силы (Victorian Naval Forces) обладали отнюдь не символическим корабельным составом, собственной бригадой морской пехоты и береговой артиллерией.


Шлюп «Victoria» – первый австралийский боевой корабль,
построенный по заказу колонии Виктория в 1855 году


Мы не будем рассматривать системы береговой обороны Мельбурна, Сиднея и других крупных австралийских городов – эта тема требует отдельного повествования. За пределами внимания останутся и корабли британского Королевского ВМФ, служившие в составе Австралийской станции. В этой статье мы рассмотрим лишь корабли, которыми обладали морские силы колоний.

Военно-морские силы колонии Виктория


Первенцем Викторианского флота стал построенный в Великобритании шлюп, носивший простое название «Victoria» и введённый в строй в 1856 году. Примечательно, что он стал первым боевым кораблём, строившимся в Британии для колоний. Шлюп имел водоизмещение в 580 т, его паровая машина была дополнена парусной оснасткой, а вооружение состояло из нескольких 32-фунтовых пушек. «Victoria» стала первым австралийским кораблём, принявшим участие в боевых действиях – в 1860–1861 годах шлюп ходил к берегам Новой Зеландии для борьбы с мятежными маори. Ещё одним ярким событием в «карьере» этого корабля стало участие в поисках пропавшей экспедиции Бёрка и Уиллса в 1861–1862 годах (отряд под их руководством пытался пересечь Австралию с юга на север, но погиб в пути). Служба шлюпа закончилась в 1880 году, когда он был превращён в гражданское судно.


Деревянный линейный корабль «Nelson» в роли учебного судна.
На переднем плане – миноноска «Childers»


Следующее пополнение Викторианского флота оказалось весьма неожиданным. Великобритания передала колонии деревянный линейный корабль «Nelson», спущенный на воду ещё в 1814 году, и затем сорок лет простоявший в резерве (водоизмещение – 2617 т, оснащён паровой машиной, вооружён пятью десятками пушек различных калибров). Трудно отделаться от чувства, что англичане «сплавили» в далёкую колонию не очень нужную и безнадёжно устаревшую боевую единицу. Ветеран прибыл в Австралию в 1867 году и до 1879 года использовался в береговой обороне Мельбурна, после чего его переоборудовали в учебное судно. Старинный корабль дожил до XX века, превратившись в угольщик, и был постепенно разобран (частично – разрушен природой) только в 1920-е годы.

Зато чуть позже Викторианские морские силы пополнились новейшей боевой единицей, способной украсить любой флот своего времени. В 1867–1870 годах англичане построили монитор «Cerberus», а в апреле 1871 года он прибыл в Мельбурн. Корабль имел водоизмещение в 3340 т, развивал скорость в 9 узлов, а его главный калибр составляли четыре 10-дюймовых (254-мм) орудия, располагавшиеся в двух башнях. Корпус защищала броня толщиной до 280 мм на поясе и до 250 мм – на башнях. В целом, на момент ввода в строй «Cerberus» являлся самым мощным кораблём в Австралии и сопредельных водах, заслуженно став гордостью жителей колонии Виктория. Один из очевидцев так описывал появление монитора в Мельбурне:




Монитор «Cerberus» приближается к Мельбурну, 9 апреля
1871 года (гравюра по рисунку современника)


Впрочем, внешний вид новинки знатоки оценивали достаточно скептично:




Монитор «Cerberus», затопленный у Мельбурна – современное
состояние. Видна верхняя часть надстройки,
барбеты башен, труба


Тихоходный «Cerberus» не без труда дошёл из Великобритании в Австралию, после чего полвека не покидал залив Порт-Филипп, обеспечивая береговую оборону столицы колонии (позднее – штата) Виктория. Единственными потерями экипажа за эти десятилетия стали шесть человек, погибшие при подрыве шлюпки на собственной мине во время учений 1881 года. В 1911 году старый монитор вошёл в состав только что образованного Королевского Австралийского ВМФ, став скромной плавбазой. В 1926 году, после пятнадцатилетней службы в новом качестве, списанный «Cerberus» был затоплен у Мельбурна и превращён в волнолом (лежащий на мелководье корпус сохранился до наших дней). У общественного фонда, который занимается сохранением старого корабля, есть планы его полной реконструкции и превращения в музей, однако на это никак не удаётся собрать средства.


Приближаться к корпусу старого монитора запрещено под
угрозой крупного штрафа, потому его осмотр вблизи
невозможен для посторонних. Возможно, когда-нибудь
«Cerberus» всё-таки станет музейным кораблём


Заметное усиление Викторианского флота, сделавшее его боеспособным соединением (пусть и малочисленным), произошло в середине 1880-х годов. Ценным приобретением стали канонерские лодки «Victoria» и «Albert», прибывшие в Австралию в 1884 году. Канонерка «Albert» имела водоизмещение в 350 т, развивала скорость в 10 узлов и была вооружена одной 203-мм и одной 152-мм пушками. «Victoria» была больше (500 т), быстроходнее (12 узлов) и обладала более мощным главным калибром – 254 мм. Впрочем, уже в 1895 году, во время экономического кризиса, обе канонерки продали частным владельцам, после чего они тридцать лет служили гражданскими судами.

В 1884–1886 годах в распоряжение колонии поступили миноноски английской постройки – «Childers» (водоизмещение – 62 т, скорость – 18 узлов), «Lonsdale», «Nepean» и «Gordon» (водоизмещение – по 12 т, скорость – 17 узлов). В 1891 году отряд лёгких сил пополнился миноноской «Countess of Hopetown» (водоизмещение – 75 т, скорость – 24 узла). Эти предки торпедных катеров были вооружены самодвижущимися минами Уайтхэда (по 2–3 торпедных трубы на корабле). Они оказались весьма удачными по конструкции и служили вплоть до появления в составе австралийского флота современных миноносцев. Достаточно сказать, что «Countess of Hopetown» вывели из состава морских сил только в 1924 году.


Миноноски Викторианского флота «Childers» и
«Countess of Hopetown» в базе Вильямстаун


Появление в составе флота новых кораблей было встречено мельбурнцами с большим энтузиазмом. Например, крестной матерью миноноски «Countess of Hopetown» стала леди, в честь которой он был назван – супруга тогдашнего губернатора Виктории графиня Алиса Эвели-де-Мулен. Вот как одна из газет того времени писала о любопытной церемонии крещения корабля:



На пике своего развития, в первой половине 1890-х годов, Викторианский флот насчитывал в своём составе 1 монитор, 2 канонерских лодки, 5 миноносок и 9 вооружённых судов. Как уже упоминалось выше, это делало его сильнейшим среди колониальных флотов Австралии.

Военно-морские силы других колоний


Среди других колониальных флотов Австралии стоит отметить морские силы Квинсленда. Они возникли в 1883 году и сразу же вооружились парой однотипных канонерских лодок «Gayundah» и «Paluma» (водоизмещение – по 360 т, скорость хода – 10 узлов, вооружение – по одной 203-мм и одной 152-мм пушке). Обе канонерки находились в составе флота три десятка лет, после чего в качестве гражданских судов дожили до 1950-х годов. «Gayundah» была затоплена как волнолом у города Брисбен, и её корпус частично сохранился (хотя и в очень плохом состоянии). Также Квинсленд обзавёлся миноносками «Mosquito» и «Midge» (водоизмещение – по 12 т, скорость – 17 узлов, вооружение – по два торпедных аппарата). Всего к 1890-м годам морские силы колонии имели следующий состав: 2 канонерских лодки, 2 миноноски, 7 вооружённых судов.


Канонерская лодка «Gayundah»


Таким образом, Квинсленд располагал вторым по численности и боевой силе флотом после Виктории. Морские силы других колоний выглядели несоизмеримо скромнее. Западная Австралия своих кораблей не имела вообще – её противокорабельная защита состояла лишь из береговой артиллерии гавани Фримантл. Тасмания располагала лишь одной 12-тонной миноноской TB 191, приобретённой в 1884 году и вооружённой двумя торпедными аппаратами.

Колония Новый Южный Уэльс не нуждалась в собственных морских силах, поскольку в Сиднее базировались британские корабли Австралийской станции. Дело ограничилось лишь постройкой в 1879 году миноносок «Avernus» и «Acheron», каждая из которых была вооружена двумя торпедными аппаратами (водоизмещение – по 16 т, скорость – 15 узлов). Тремя годами позже Великобритания передала колонии корвет «Wolverine» 1863 года постройки (водоизмещение – 1700 т, скорость – 11 узлов), вооружённый старыми дульнозарядными пушками и оборудованный паровой машиной. До 1892 года «Wolverine» использовался в качестве учебного судна.


Матросы и офицеры австралийского колониального флота
(экипаж канонерской лодки «Gayundah»)


Южная Австралия заказала себе всего один боевой корабль, зато весьма мощный (по колониальным меркам). Канонерская лодка «Protector» британской постройки, вошедшая в строй в 1884 году, имела водоизмещение в 920 т, развивала скорость в 14 узлов и обладала сильным вооружением – одной 203-мм и пятью 152-мм пушками. В сентябре-ноябре 1900 года канонерка действовала в прибрежных водах Китая во время подавления Боксёрского восстания – то был второй (и последний) боевой поход корабля австралийского колониального флота после участия шлюпа «Victoria» в войне с маори. Контактов с противником «Protector» не имел, но его экипаж неплохо показал себя в дальнем походе и был удостоен медалей «За войну в Китае 1900 года» (China War Medal 1900). Один из офицеров канонерки вспоминал:



В 1914 году канонерка «Protector» (уже под флагом Королевского Австралийского ВМФ) участвовала в захвате немецкой колонии Рабаул. Кроме того, корабль ходил в Индийский океан и, в целом, довольно активно действовал в годы Первой мировой войны. «Protector» стал единственным кораблём колониального флота, удостоенным боевых отличий (Battle honour – награда для корабля за участие в конкретной боевой операции) «Китай 1900» и «Рабаул 1914». Ветерана вывели из состава флота только в 1924 году. Любопытно, что в качестве несамоходного плавучего склада «Protector» принял символическое участие во Второй мировой войне. В 1943 году бывшая канонерка разбилась на скалах, её корпус стал волноломом у побережья Квинсленда и в полуразрушенном состоянии сохранился до наших дней.


1914 год – прошлое и будущее австралийского флота в одном
строю. «Protector» идёт к Рабаулу в сопровождении
подводной лодки AE. Рисунок художника Джона Форда


Флотилии австралийских колоний были малочисленны и не сыграли заметной роли в мировой истории. Тем не менее, они представляют интерес как яркий пример создания военно-морских сил «с нуля» в условиях XIX века. Колонии, находившиеся на краю света, получили современные для своего времени корабли и смогли подготовить военно-морские кадры, создать соответствующую инфраструктуру, сформировать традиции флотской службы. В 1901 году, после образования доминиона Австралия, морские силы колоний слились в единый флот, который в 1911 году официально стал именоваться Королевским Австралийским ВМФ. Начало Первой мировой войны Австралия встретила, обладая линейным крейсером, современными лёгкими крейсерами и эсминцами, подводными лодками. Первым же шагом к созданию ВМС мирового уровня стали небольшие колониальные флотилии.
8 декабря 2016 01:32
Вернуться назад