uCrazy.ru > Всячина > ИСТОРИЯ ПРОЕКТА № 534

ИСТОРИЯ ПРОЕКТА № 534


11 февраля 2017 02:48. Автор: Слепой Пью

ИСТОРИЯ ПРОЕКТА № 534


ИСТОРИЯ ПРОЕКТА № 534
Знаменитый лайнер «Нормандия» опередил проект No. 534, но только потому, что в ходе начавшейся Великой Депрессии 30-х его строительство финансировало правительство Франции.

Вокруг названия проекта No. 534 было много слухов, сплетен и спекуляций. Дело в том, что компания Кунард традиционно называла свои лайнеры именами с окончанием на «ия» — Лузитания, Мавтритания, Аквитания. А поглощенная к тому времени Кунардом знаменитая компания Уайт Стар традиционно называла свои суда именами с окончанием на «ик» — Олимпик, Титаник, Британник. Многие полагали, что Кунард, победив наконец одного из своих главных конкурентов — компанию Уайт Стар, останется джентльменом и найдет какой-то компромисс в названиях своих лайнеров, изменив традицию, оканчивавшуюся на «ия». Как-бы то ни было, компания хранила имя будущего суперлайнера проекта No. 534 в строжайшем секрете.

ИСТОРИЯ ПРОЕКТА № 534


Пожалуй, самая интересная и правдоподобная легенда, связанная с именем лайнера, следующая — глава американского филиала компании Кунард сэр Эшли Спаркс участвовал в делегации, отправившейся на прием к королю Георгу V, чтобы попросить у него разрешения присвоить лайнеру имя королевы Виктории. Во время приема сэр Спаркс сказал королю: «Ваше Величество, мы хотели-бы назвать этот лайнер именем величайшей королевы Англии!» Присутствовавшая на приеме супруга короля, королева Мэри, воскликнула: «Какая прелесть, я буду в восторге!» Вот так и получилось, что проект No. 534 получил имя королевы Мэри и под этим именем вошел в историю.

ИСТОРИЯ ПРОЕКТА № 534


26 сентября 1934 года более 200 тысяч человек столпилось по обеим берегам реки Клайд, чтобы лицезреть спуск судна. День был холодным и дождливым, однако он не охладил пыл британцев, с нетерпением ожидавших величайшего триумфа английского судостроения, символизировавшего собой выход Великобритании из Великой Депрессии. На церемонии присутствовали король и королева, и именно королева должна была разбить традиционную бутылку шампанского (австралийское белое) о борт лайнера. Впервые в истории Англии король крестил не военный корабль, а гражданское судно, пусть и такое грандиозное. Причина тому стала ясной после того, как огласили имя лайнера. Королева вышла вперед, перерезала веревку, которая удерживала бутылку, и нажала кнопку-курок спуска судна со стапелей. Затем она сказала в микрофон: «Я счастлива окрестить этот судно именем Королевы Мэри. Желаю счастья всем тем, кто будет на ее борту». Под восторженные крики толпы, гигантский корпус лайнера скользнул в воду. Тормозные цепи весом более 2000 тонн остановили судно, а поднятой волной, высотой более двух футов, были изрядно подмочены все, стоявшие слишком близко к берегу. Queen Mary начала свою долгую жизнь, которая длится и поныне.

Известная прорицательница и астролог той поры Леди Харрисон, присутствующая при спуске, предсказала следующее: «наше поколение умрет, когда случится ЭТО. Лайнер Queen Mary, который сейчас спускают на воду, станет всемирно известным тогда, когда он перестанет плавать и не перевезет более ни одного пассажира…» Леди Харрисон умерла в 1956 году, а ее предсказание сбылось с точностью 100 процентов. Но об этом позже…

ИСТОРИЯ ПРОЕКТА № 534


Скорость и комфорт сделали Queen Mary популярнейшим лайнером тех лет, приносившим своим владельцам немалую прибыль. Начало Второй Мировой войны застало лайнер в Нью-Йорке. После шестимесячного отстоя в Нью-Йорке, лайнер стал вспомогательным кораблем ВМФ Великобритании и отправился в Сидней через Кейптаун без всякого сопровождения. До вступления в войну США лайнер перевозил войска из Австралии в зону Суэцкого канала, а после того, как в войну вступили США, маршруты Queen Mary пролегли в Северной Атлантике, причем без всякого эскорта — лайнер защищала только его скорость. Ходят упорные слухи о том, что германским подводникам была обещана награда в 250000$, и вроде-бы лично Гитлером. Будучи быстроходнее любого военного корабля того времени, Queen Mary заслуженно получила прозвище «Серый призрак».

1 марта 1940 года, находясь в водах Средней Атлантики и имея на борту 2332 пассажира, направлявшееся в Нью-Йорк судно получило радиошифровку с приказом о «призыве» лайнера на военную службу. Корпус «Куин Мэри» был перекрашен, и через двадцать дней элегантная «королева» превратилась в серо-стального гиганта (с этим связан киноляп в фильме М. Бэя «Пёрл-Харбор», где на стоянке осенью 1940 года корабль показан в послевоенной окраске). С этого дня лайнер стали называть «Серый Призрак». 21 марта 1940 года «Серый Призрак» покинул порт Нью-Йорка и взял курс на Австралию, в порт Сиднея. Только Сидней и Сингапур имели бухты, способные обеспечить стоянку такому исполинскому судну. 17 апреля 1940 года начался демонтаж парадных элементов, придававших лайнеру роскошь, совершенно ненужную в военное время. Все снятые предметы снабдили бирками, упаковали в ящики и отправили на склад. За две недели комфортабельный лайнер превратили в огромный военный транспорт. Теперь его вместимость составила 5500 солдат (вместо 2139 пассажиров). В помещениях установили портативные койки и прикрепили к переборкам гамаки. 5 мая 1940 года началась переброска солдат в Европу.

ИСТОРИЯ ПРОЕКТА № 534


«Серый Призрак» принял на борт первые 5 тыс. человек и взял курс на Англию. За последующие пять лет транспорт перевёз 1,5 млн человек и покрыл расстояние в 916 407 км, доставляя военнослужащих из Австралии и Америки в Европу и забирая раненых в обратные рейсы. Скорость судна давала возможность легко уходить от вражеских субмарин, при этом «Серый призрак» всегда шёл зигзагами, остерегаясь торпед. Для отражения атак с воздуха на палубе были смонтированы 40-миллиметровые зенитные установки. Существовал строжайший приказ командования не останавливаться ни при каких обстоятельствах, даже для спасения терпящих бедствие. В конце 1941 года, во время визита Уинстона Черчилля вВашингтон, генерал Джордж Маршалл отдал приказ о реконструкции всех имеющихся в Англии транспортов для увеличения их вместимости до 15 000 человек. На «Сером призраке» были установлены специально изготовленные из трубчатой стали подвесные койки. Салон первого класса был переоборудован в госпиталь, громадная гостиная и офицерская кают-компания заполнились спальными местами. Во всех свободных помещениях разместили 12 500 коек. И тем не менее ещё 3500 человек, оставшиеся без спальных мест, вынуждены были находиться во время рейса (естественно, только летом) на палубе. Сидели вплотную друг к другу, так что повернуться было почти невозможно, спали по очереди. В августе 1942 года «Серый Призрак» принял на борт 15 125 человек, имея 863 члена экипажа. Лайнеру принадлежит своеобразный рекорд, совершённый при переходе через Атлантику с 16683 военнослужащими на борту.

В 1942 году, когда союзники еще проигрывали битву за Атлантику практически по всем статьям германским подводным лодкам, скорость решала все. Потеря скорости или остановка очень часто означали верную гибель. Прекрасной и трагической иллюстрацией этому стала трагедия 2 октября 1942 года, когда легкий крейсер флота Ее Величества «Curacoa» не успел отвернуть с курса Queen Mary и был ею протаранен, после чего мгновенно затонул. Остановиться — даже ради спасения утопавших — было нельзя, и лайнер пронесся мимо несчастных членов экипажа крейсера. Из 364 человек спасли только 26.

ИСТОРИЯ ПРОЕКТА № 534

11 июля 1945 года, корабль Queen Mary перевозит 34355 солдат


За один рейс лайнер перевозил 15000 солдат, а в одном из рейсов 1943 года Queen Mary перевезла 16683 человека — войска и экипаж — больше, чем какое-либо судно в истории. В ходе всей войны, Queen Mary и ее товарка, лайнер Queen Elizabeth, на пару перевезли порядка 1.6 миллиона человек, на их долю пришлось 37 процентов от тех 875 тысяч солдат США, которые приняли участие в войне в Европе. Из этих цифр можно понять, какое значение для союзников имел этот лайнер, и можно поверить в легенду о вознаграждении за потопление Queen Mary. Легенды легендами, а за лайнером велась настоящая охота. Так, один раз, во время бункеровки с танкера в Рио-де-Жанейро, агенты нацистов засекли лайнер и немедленно сообщили о предполагаемом времени выхода в море и курсе Queen Mary находящейся поблизости субмарине. Однако получилось так, что агентов арестовали сразу после радиосеанса, капитан лайнера был предупрежден и покинул порт на несколько часов раньше запланированного отхода. По расписанию Queen Mary вышел в море танкер, который ее бункеровал.

Его-то немцы и потопили, причем командир субмарины, не то из-за слабоумия, не то из маниакальной страсти потопить проклятый «призрак», сообщил по радио, что утопил именно лайнер. Его радио перехватили японцы и немедленно раструбили об этом на весь мир. Услышав, в свою очередь, по радио о своем потоплении, капитан Queen Mary строжайше запретил комсоставу лайнера разглашать эту новость — «Никому ни звука! Ни в коем случае войска на борту не должны знать о том, что нас потопили. Это может их встревожить…»

ИСТОРИЯ ПРОЕКТА № 534


После войны лайнер получил новое рождение в Саутхэмптоне, куда доставили все внутренне убранство Queen Mary, убранное на время войны на береговые склады. 31 июля 1947 года Queen Mary вышла во второй свой «свадебный рейс», наконец-то после 8 долгих лет на ее борту были пассажиры, а не солдаты. Ей навстрчеу из Нью-Йорка вышла Queen Elizabeth. Так они и работали — когда один лайнер выходил из Нью-Йорка, другой покидал Саутхэмптон. По мере возможности, лайнеры старались непременно встретиться посреди Атлантики и разминуться на дистанции порядка 300 метров. Пассажиры высыпали на палубы и радостными криками приветствовали встречу. Конец 40-х и начало 50-х ознаменовались царством этих королев на линии Европа-США, львиная доля всех перевозимых пассажиров между Старым и Новым светом приходилась на эту парочку, Кунард процветал. Несмотря на потерю знаменитой и легендарной «Голубой ленты» (приз рекордсмену, устанавливающему рекорд скорости пересечения Атлантики), в 1952 году ее перехватил американский лайнер «Юнайтед Стейтс», Queen Mary не теряла пассажиров.

Этому не помешал даже изначальный — на стадии проектирования — дефект лайнера, сильная бортовая качка при волнении. Многие пассажиры и члены экипажа лайнера получили травмы во время безжалостной и резкой качки. Но впрочем, и тут лайнер породил легенду — один из пассажиров Queen Mary, после особо сильного шторма и невыносимо противной, выматывающей качки, вдохновился испытанным и написал бестселлер, по которому впоследствии сделали фильм — «Приключение Посейдона». Его у нас по центральному телевидению демонстрировали — большой приливной волной в Средиземноморье был перевернут лайнер «Посейдон», фильм повествует о нескольких спасшихся и их кошмарных приключениях в корпусе перевернувшегося гигантского лайнера. Часть сьемок была проведена на борту Queen Mary, использовалась ее модель.

Нашли средство и против качки — в 1957 году Кунард установил на лайнер стабилизаторы качки стоимостью 1.5 миллиона фунтов, однако лайнер спасти это уже не могло — надвигалась эра реактивных самолетов…

ИСТОРИЯ ПРОЕКТА № 534


Несмотря на безнадежность борьбы, Кунард держал сестер до 1967 года, дело доходило до того, что иногда на борту было порядка 600 пассажиров — при 2000 человек экипажа! Но неизбежное наконец наступило, и 8 мая 1967 года Queen Mary навсегда покинула морские дороги. Компания упорно не хотела продавать лайнеры на слом или в чьи-то чужие руки, но деваться было некуда. Сестре Queen Mary, лайнеру Queen Elizabeth, крупно не повезло

А вот у Queen Mary — согласно пророчеству леди Харрисон, началась новая жизнь, не менее удивительная. Queen Mary была продана за 3.5 миллиона долларов городу Лонг-Бич в Калифорнии, куда и прибыла 9 декабря 1967 года. 31 октября 1967 года лайнер вышел из Саутхэмптона, при массовом скоплении народа, слезах и горьком расставании, назначением на место своей новой, вечной стоянки. Причем переход в Лонг-Бич стал самым длинным за все время ее плаваний маршрутом — Queen Mary проследовала в Калифорнию через Португалию, Испанию, Канарские острова, южноамериканские порты Рио-де-Жанейро, Вальпараисо, Акапулько.

9 декабря 1967 года океанский пассажирский лайнер «Куин Мэри», завершив последний рейс, вошёл в бухту калифорнийского города Лонг-Бич. В апреле 1968 года лайнер поставили в сухой док, чтобы очистить от многолетнего слоя водорослей и перекрасить. Затем вернули на достроечную пристань для демонтажа оборудования, занимавшего значительное место в машинном отделении, включая пять бойлеров-котлов, два турбогенератора и опреснитель морской воды, оставив для обозрения туристов лишь привод гребного вала. Была установлена новая система кондиционирования, проведена замена всей системы канализации, модернизированы пожарная, электронная, телефонная связь.

ИСТОРИЯ ПРОЕКТА № 534


Корпус защитили специальной катодной противокоррозийной системой. На переоборудование лайнера затратили 20 миллионов долларов, ещё 10 миллионов ушли на строительство подъездных путей к пристани и автостоянок. Город нанял поваров и официантов для нового ресторана, гостиничную прислугу, продавцов магазинов, а также работников для Морского музея. «Куин Мэри» сумела сохранить свое великолепие и королевскую гордость. 85 тыс. кв. футов площади отведено для проведения презентаций, собраний и съездов, 50 тыс. — для шоу и выставок. На борту имеются 16 салонов с возможностью разместить до 2000 человек одновременно и гостиница на 365 мест. Для желающих вступить в брак на лайнере имеется свадебная часовня и церковь. Свободный доступ обеспечен на любую из палуб.

Лайнер Queen Mary на сегодня — одно из самых посещаемых судов, поставленных на вечную стоянку. В день его посещают тысячи туристов. Главные достопримечательности — история лайнера, интерьер, уникальные магазины и действующие рестораны, раз за разом завоевывающие призы в конкурсах. Однако в основном популярность лайнера обьясняется многочисленными широко известными загадочными историми, приключившимися и продолжающими приключаться на борту лайнера, являющегося в настоящее время не только музеем, но и действующим роскошным отелем. Многие уникальные места лайнера уничтожены — кочегарка, например. Тем не менее, основное сохранилось, и те, кто приходит на борт лайнера в качестве туристов и гостей, имеют возможность прочувствовать атмосферу эпохи великих лайнеров.