uCrazy.Ru / Школа тенниса. Удар слева

Школа тенниса. Удар слева

Школа тенниса. Удар слева

Удары слева
Исторически сложилось так, что удар слева (бекхенд) был определен как удар, при котором тыльная сторона одной из рук в процессе удара повернута в сторону противника. Для теннисиста, который играет правой рукой, эта ситуация возникает, когда мяч приближается к левой стороне его тела. Для теннисиста, играющего левой рукой, все наоборот. Однако появление и нынешняя популярность удара слева двумя руками вызвали к жизни некоторое переосмысление устоявшегося определения. Так как положение рук на ракетке очень сильно меняется в различных вариантах удара слева двумя руками, то более простым определением является следующее: удар слева — это удар, при котором мяч играется с левой стороны тела теннисиста, играющего правой рукой, и с правой стороны у играющего левой.

История удара слева

На протяжении более чем ста лет удар слева выполнялся исключительно с помощью одной руки. Однако в последние годы число теннисистов, использующих удар слева двумя руками, значительно превысило число тех, кто играет одной рукой. В 30-х и 40-х годах XX века австралийская спортсменка Вивиан МакГрат ввела в практику большого тенниса удар слева двумя руками. По иронии судьбы, только удар справа двумя руками, который выполнял Панчо Сегура в 50-х и 60-х годах XX века, начал привлекать внимание многих теннисистов. Его способность управлять полетом мяча была непревзойденной, поэтому Панчо успешно вел свою игру на корте против более высоких и более сильных профессиональных игроков. Однако только успех Крис Эверт в 70-х и 80-х годах XX века вызвал взрывной интерес к применению удара слева двумя руками. Исторически сложилось так, что Сегура играл перед несколькими тысячами зрителей, а Эверт — перед несколькими миллионами, большинство из которых наблюдали за ее игрой на экранах телевизоров. Как только женщины увидели, как Эверт держит в руках главный приз Уимблдонского турнира, это событие напрочь закрыло будущую дорогу в женском теннисе тем спортсменкам, которые выполняли удары слева одной рукой. В мужском теннисе именно Бьёрн Борг и Джимми Коннорс установили характер игры для теннисистов, выполняющих удары слева двумя руками. Миф о том, что теннисист, который выполняет удары слева двумя руками, не может победить на уимблдонских травяных кортах, был окончательно развенчан Боргом, который выигрывал заветный для каждого теннисиста приз пять раз. Именно Пит Сампрас утверждал, что русский феномен Марат Сафин станет доминирующим игроком начала XXI века, применяющим удар слева двумя руками. Судя по всему, Сампрас был прав, потому что он проиграл финал Открытого чемпионата США в сентябре 2000 года Сафину в трех сетах подряд.
В 90-х годах XX века Пит Сампрас и Штеффи Граф доказали, что удар слева, который выполняется одной рукой, не является полностью вышедшим из употребления, потому что эти два спортсмена полностью доминировали в теннисе на протяжении данного десятилетия. Наиболее выдающимися теннисистами, которые отдавали предпочтение удару слева одной рукой, начиная с 40-х и кончая 90-ми годами XX века, были следующие: Дон Бадж, Паулина Бетц, Морин Коннолли, Лью Хоуд, Кен Розуолл, Маргарет Корт, Род Лейвер, Иван Лендл и Мартина Навратилова.
Если удар слева двумя руками оказался столь великолепным ударом, то почему нельзя играть в теннис двумя руками с двух сторон? Фрю МакМиллан из Южной Африки начал движение по этому пути, а американец Джин Мейер и югославская сенсация (в настоящее время гражданка США) Моника Селеш стали его последователями. В 2000 году американский спортсмен Жан-Мишель Гэмбилл возглавлял контингент теннисистов США, которые применяют удары слева и справа двумя руками.

Траектория движения ракетки при ударе слева

Если вы хотите хорошо отработать траекторию удара, которая будет подходить не только для любительского, но и профессионального уровня, она должна обладать следующими четырьмя особенностями: 1) ракетка должна перемещаться вперед и вверх под углом, приблизительно равным 30 градусам относительно плоскости корта; 2) струнная поверхность ракетки должна быть почти вертикальна в момент ее соприкосновения с мячом; 3) струнная поверхность ракетки должна быть ориентирована в сторону цели в момент контакта с мячом; 4) ракетка должна перемещаться достаточно быстро, чтобы мяч в результате удара летел со скоростью порядка 50 миль в час (около 80 км/час). В результате такого удара, выполняемого теннисистом со средними навыками, мяч пролетит на высоте пять футов (около 1,5 м) над сеткой, будет обладать небольшой верхней подкруткой и приземлится очень близко от задней линии корта на стороне противника. Очевидно, могут существовать некоторые не очень значительные отличия, обусловленные изменениями скорости, угла полета и характера вращения мяча, пришедшего со стороны противника.
Многие современные теннисисты, которые применяют новые и усовершенствованные ракетки, выполняют удары с очень большой скоростью. При этом ракетка перемещается вперед и вверх по траекториям, угол наклона которых по отношению к плоскости корта составляет только от 10 до 20 градусов. Данный вариант замаха и удара приводит к тому, что мяч почти не вращается. Это требует от соперников исключительно точного расчета времени для ответного удара.

Проводка мяча

Несмотря на то, что сопровождение мяча ракеткой в процессе выполнения удара играет довольно существенную роль, его функция совершенно отличается от той, которая приводится в популярных теннисных журналах. Исследования показали, что мяч находится в соприкосновении со струнной поверхностью ракетки в течение приблизительно 4 миллисекунд. Кроме того, те же исследования показали, что мяч покидает струнную поверхность ракетки до того, как центральная нервная система передаст сигналы в мозг спортсмена и он осознает тот факт, что удар по мячу совершен. Кроме того, мозгу требуется обычно более 100 миллисекунд для того, чтобы послать соответствующее сообщение на мышцы, чтобы отреагировать на сигнал об ударе ракеткой по мячу. Таким образом, в тот момент, когда вы почувствовали воздействие мяча на струнную поверхность ракетки, уже слишком поздно предпринимать какое-либо воздействие с целью управления ударом с помощью обычного или нестандартного сопровождения мяча ракеткой.
Возникает вопрос — в чем же тогда состоит роль проводки? Существуют две основные функции проводки. Первая состоит в том, чтобы поддерживать правильную ориентацию струнной поверхности ракетки при ее движении по направлению к цели в течение такого времени, которое вы без дополнительных усилий сможете себе позволить. В данном случае сопровождение выполняет функцию своего рода предохранительного клапана для игрока, который начинает замах слишком рано. Другими словами, оно создает более протяженную зону безопасности в ситуации, когда в процессе выполнения удара ракеткой по мячу вы слишком рано приступили к стадии замаха. В том случае, если вы слишком задержались с замахом, сопровождение не играет практически никакой роли и не может предоставить преимуществ с точки зрения направления удара.
Вторая функция проводки состоит в том, чтобы уменьшить уровень напряжения мыщц, которое возникает на протяжении маха перед ударом. Если проводка является достаточно продолжительной, те мышцы руки, которые были в растянутом состоянии в процессе замаха, теперь начинают расслабляться по мере того, как мах постепенно приближается к своему логическому завершению. Кроме того, тем мышцам, которые сокращаются и служат для ускорения руки, удерживающей ракетку при замахе, требуется некоторое время для того, чтобы начать торможение этой руки на заключительной стадии замаха - при проводке.
В современном теннисе имеется тенденция, когда начинающих теннисистов обучают тому, каким образом можно завершать проводку. Считается, что движение руки с ракеткой вокруг шеи игрока позволяет повысить скорость головки ракетки в момент времени, предшествующий соприкосновению ее струнной поверхности с мячом. Существенный недостаток такого метода отработки заключительной стадии проводки состоит в том, что данное движение заканчивается спустя весьма значительное время после того, как мяч покинет струнную поверхность. Почти все траектории сопровождения мяча ракеткой в ходе удара, которые завершаются именно таким движением вокруг шеи игрока, чаще всего позволяют достичь относительно более высокой скорости перемещения ракетки в точке, отстоящей от точки контакта приблизительно на 30 см. Скорость удара при такой проводке обеспечивается главным образом за счет резкого опускания плечевой части руки и передачи при этом энергии предплечью. Это приводит к более выраженной дугообразной траектории, а также вызывает необходимость в более точном тайминге. Более продолжительное сопровождение мяча ракеткой создает более протяженную зону безопасности в зоне контакта струнной поверхности с мячом. Однако оказалось, что это является в некоторой степени неудобным, сковывающим движением для теннисиста, выполняющего удар ракеткой по мячу. Мышцы не обладают памятью, по этой причине вам надлежит упорно тренироваться, чтобы выработать навыки автоматического движения, соответствующего желаемой траектории замаха и удара. Обучение будет значительно более результативным, если вы продуманно подходите к оценке сильных и слабых сторон каждого варианта выполнения замаха и удара.

Работа ног

Любители тенниса предпочитают определять стойку спортсмена на корте в процессе выполнения замаха как «открытую» или «закрытую». В закрытой стойке, которая используется главным образом теннисистами, играющими одной рукой, игрок поворачивается боком в сторону сетки так, что закрывает собой «ударную» руку. Стоящяя сзади нога спортсмена начинает толкать его вперед, пока линия плеч не станет параллельной линии сетки. В моменты времени, предшествующие выполнению удара, открытая стойка отличается характерным разворотом тела практически на одном месте до тех пор, пока пальцы обеих ног не будут ориентированы в сторону сетки или в сторону одного из ее столбиков. Кроме того, открытой стойкой называют такую стойку, когда центр живота теннисиста бывает обращен к сетке до того, как начинается разворот тела для замаха.
Во всех случаях правильно поставленная работа ног позволяет теннисисту правильно развернуться при замахе, а также вести ракетку на мяч при ударе, сохраняя баланс. Для того чтобы понять необходимость безукоризненного ощущения контакта с поверхностью земли, представьте себе, что вы стоите на очень большом вращающемся подносе или столике и пытаетесь при этом правильно выполнить замах ракеткой. Этот большой вращающийся поднос будет двигаться в направлении, противоположном движению вашего тела, и у вас не будет никакой возможности передать энергию вверх, по всей кинетической цепи, отвечающей за выполнение удара ракеткой по мячу. В исследовательском центре Кото (Coto) в Южной Калифорнии тренеров и начинающих теннисистов однажды попросили подпрыгнуть с помощью трамплина, а затем имитировать замах и удар с отскока. Это упражнение оказалось исключительно трудным для выполнения как тренерами, так и их учениками. В результате удалось достичь только 50 процентов нормальной скорости мяча.

Разворот тела

Биомеханические исследования показали, что существуют вполне определенные различия между разворотом тела у теннисистов, которые выполняют удары слева одной рукой и двумя руками. При изучении выполнения удара слева одной рукой оказалось гораздо проще выделить четыре сегмента тела (ноги, бедра, туловище и рука), которые совершают последовательное, согласованное движение, начиная с опоры ногой и до того момента, когда струнная поверхность ракетки соприкасается с мячом. Данная согласованная кинетическая система, в которой каждый предшествующий сегмент снабжает энергией последующий, расположенный выше него, называется «связанной системой». При изучении характера выполнения удара слева двумя руками оказалось более простым делом зафиксировать различия между вкладом ног и туловища в двухзвен-ной системе передачи энергии. Движение бьющей руки, выполняющей удар по мячу, оказалось более синхронизированным с движением верхней части тела спортсмена, чем с самостоятельным перемещением третьего звена кинетической цепи. Другими словами, траектория движения ракетки в процессе выполнения замаха должна быть обусловлена главным образом кинематикой верхней части тела. Однако были обнаружены исключения из этого правила. Например, нашлись такие теннисисты, выполняющие удары слева двумя руками, которые никогда не полагались на верхнюю часть своего тела в попытках осуществить контроль за траекторией полета мяча. Такие теннисисты предпочитали в последние мгновения перед контактом струнной поверхности ракетки с мячом делать корректирующие движения с помощью предплечья, чтобы завершить мах и удар.
Во всех случаях, как было изложено в разделе, посвященном работе ног, теннисисты, выполняющие удар ракеткой по мячу, должны были целиком и полностью полагаться на возможность развернуть тело и затем раскручиваться в обратном направлении путем использования опоры о землю в качестве основного средства сохранения устойчивости. Это обеспечивает своевременное вращение каждого звена кинетической цепи, позволяющей выполнять удар. Замах и удар невозможно совершить без заметных отклонений от состояния устойчивости, если нет прочного контакта с поверхностью земли. Таким образом, работа ног, которая была обсуждена ранее в данной главе, становится главной проблемой.

Сравнение желаемого и действительного

Одной из ярких теннисных звезд в 1999 и 2000 годах являлся Андре Агасси. Один из наиболее часто повторяющихся комментариев в отношении Агасси касался его излишнего движения запястьем — как при ударах справа, так и при ударах слева. Во многих теннисных клубах по всему миру игроков стремились обучить выполнению его ударов, названных «стеклоочистители» Агасси. Некоторым из телезрителей казалось, что Агасси наносит удар по мячу в процессе перемещения запястья и ракетки таким способом, который напоминает характер движения автомобильных «дворников». Увы, сторонних наблюдателей ожидало разочарование. В процессе трехмерного биомеханического исследования ударов справа и слева, которые выполнял Агасси, было выяснено, что его запястье всегда оставалось строго зафиксированным в момент контакта струнной поверхности ракетки и мяча. Не наблюдалось никакой «подвижки запястья», которую так много обсуждали в теннисных кулуарах. Обычно Агасси выполнял удар слева в закрытой позиции, стремясь как можно энергичнее переместить в направлении к сетке ногу, находящуюся впереди. Обе руки спортсмена при выполнении удара слева вытягивались в строго прямую линию, ориентированную в сторону цели. Агасси стремился вытянуть обе руки как можно дальше, насколько хватало сил. Вслед за этим он ослаблял натяжение этой линии, и ракетка начинала движение вокруг его шеи.
Приведенное вначале ложное толкование ударного движения Агасси является довольно распространенным заблуждением. Это заблуждение может быть устранено с помощью высокоскоростной съемки движений спортсмена и воспроизведения полученного результата в замедленном темпе.
12 февраля 2008 23:35
Вернуться назад