Русская история в картинах. Часть 7. Пётр Великий. 1682-1725 годы.

Автор:
Landskneht
Печать
дата:
5 мая 2016 01:10
Просмотров:
3822
Комментариев:
13
Русская история в картинах. Часть 7.  Пётр Великий. 1682-1725 годы.


Седьмая часть посвящена Петру Великому и времени этого царя-реформатора и победителя, прорубившего “окно в Европу”.


Русская история в картинах. Часть 7.  Пётр Великий. 1682-1725 годы.


Октавия Россиньон
Царь Пётр Алексеевич во время стрелецкого бунта в Московском Кремле 15 мая 1682 года
1839


Ко времени восстания стрельцов, случившегося в 1682 году, умер царь Алексей Михайлович Романов и его старший сын царь Фёдор Алексеевич. Кому править Россией?
Иван был сыном Алексея Михайловича от жены Марии Ильиничны из рода Милославских. Вторая жена царя, Наталья Кирилловна была из рода Нарышкиных. Родной сестре Ивана, Софье, тоже хотелось стать царицей, но цари на Руси были мужчинами…
Во всех бедах винили Нарышкиных: это, мол, они уморили и царя Фёдора, и царевича Ивана, чтобы усадить на престол десятилетнего Петра, сына Натальи Кирилловны.
На картине стрельцы с оружием в руках подступают к крыльцу, на котором стоит патриарх, а рядом с ним юный Пётр Алексеевич – будущий император Пётр Великий. За мальчиком – его мать: она со страхом смотрит на стрельцов. Лежат у крыльца убитые стрельцами бояре из рода Нарышкиных. Ещё одного, полураздетого, ведут на казнь… Женщины на коленях молят о пощаде.
Восставшие ворвались в Кремль, чтобы убить саму Наталью Кирилловну. А она, выйдя на Красное крыльцо, показала всем Ивана и Петра, живых и здоровых. Поняли стрельцы, что были обмануты.
Тогда и поставили царями сразу двух наследников – Ивана и Петра. А пока они были малы, чтобы принимать государственные решения, правительницей России стала их сестра Софья.



Русская история в картинах. Часть 7.  Пётр Великий. 1682-1725 годы.


Карл Штейбен
Пётр Великий в детстве, спасаемый матерью от ярости стрельцов
1830


На картине воссоздан эпизод стрелецкого бунта: один из восставших с мечом в руках ворвался в царский дворец. Возможно, именно он получил приказ от Софьи убить юного царевича Петра. Мать будущего императора Петра I, Наталья Нарышкина, вдова царя Алексея Михайловича, заслонила его собой, спасая от гибели.
Пётр поклялся отомстить стрельцам за убитых родственников. И решение своё исполнил, когда через 14 лет стрельцы снова восстали. Многих он тогда казнил. А стрелецкое войско распустил.
Пережитые в те дни события не могли не отразиться на характере будущего царя-реформатора: он стал мнительным и подозрительным. С этого же времени у него начался нервный тик. Бывало, что в минуты принятия непростых решений его лицо сводила судорога.



Русская история в картинах. Часть 7.  Пётр Великий. 1682-1725 годы.


Николай Неврев
Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Адрианом и учителем Зотовым


На картине молодой Пётр I в европейском костюме. Наталья Кирилловна в ужасе всплеснула руками – неужели её сын покажется на людях в столь нелепом виде? Священник пытается объяснить Петру, что русский царь должен и одеваться по-русски. Но Пётр только смеялся над советами старших: он всю жизнь будет поступать по-своему, как считал нужным.
На стене – портрет царя Алексея Михайловича Романова, отца Петра. Он одет в традиционный русский костюм. Кажется, что и отец смотрит на сына с упрёком.
Однажды Пётр решил переодеть в европейскую одежду всю страну. Он издал 17 указов, в которых точно описал, что должны носить военные чины, гражданские лица, даже женщины и дети. Он приказал выставлять на улицах что-то вроде манекенов, чтобы все видели, как надо носить непривычную одежду.
Пётр приказал… сбривать бороды. Можно было ходить и небритым, но заплатить за это налог. Дворянских детей отправляли за границу, чтобы они учились разным наукам и умению вести себя, как в Европе.
После смерти Петра I дворяне продолжали носить иноземную одежду, но многие вернулись к более привычной русской одежде. За это уже не наказывали.



Русская история в картинах. Часть 7.  Пётр Великий. 1682-1725 годы.


Алексей Кившенко
Пётр I за рулём парусного ботика на Яузе-реке
1880


Первый русский военный корабль “Орёл” был построен по приказу Алексея Михайловича. Но слава русского военного и торгового флота начиналась с ботика Петра I. Он и изображён на картине. Как предполагают учёные, бот был доставлен в сороковых годах XVII века из Англии. Царь увидел его случайно: зашёл как-то в амбар двоюродного деда в Измайлове, увидел бот и приказал починить.
Чинил его голландский плотник Брант, и спустя некоторое время на Яузе состоялось “пробное плавание”. Возможно, этот эпизод и изображён на картине. Плотник рассказывает царю, как управлять парусами. Двое русских ведут с иностранцем разговор о секретах мореплавания.
После Яузы Пётр плавал на боте по Плещееву озеру, где строилась его “потешная” флотилия. Оттуда бот был перевезён в Москву и поставлен под навесом. А скоро он окажется в новой столице – Санкт-Петербурге.
Царь дорожил легендарным судёнышком. Именно на нём Пётр I принимал парады на Неве. В 1761 году рядом с Петропавловским собором был построен “Ботный домик” – для хранения “дедушки русского флота”. В 1928 году бот перевезли в Петергоф, а в начале 1940 года его передали в Центральный военно-морской музей. Во время Великой Отечественной войны эту национальную реликвию перевезли в Ульяновск, а в 1946 году вернули в “град Петров”.



Русская история в картинах. Часть 7.  Пётр Великий. 1682-1725 годы.


Алексей Кившенко
Военные игры потешных войск Петра I под селом Кожухово
1880


На картине – молодой царь Пётр Алексеевич на вороном коне перед “потешными” полками.
Осенью 1694 года Пётр организовал военные манёвры, которые вошли в историю как Кожуховский поход. Это были первые военные учения в нашей истории. Войскам “нового строя” предстояло взять специально для этого построенную крепость, которую защищали стрельцы.
На холме придворные наблюдают за юным самодержцем. Войска были “потешными”, но здесь всё было всерьёз и никак не походило на “игру в живых солдатиков”.
План учений составил шотландский офицер Патрик Гордон. Преображенцы и семёновцы должны были форсировать реку Москву и овладеть “потешной” крепостью. Манёвры начались переправкой петровских войск через Москву-реку и наступлением на городок, защитой которого руководил Иван Бутурлин. Ему противостоял князь Фёдор Ромодановский.
Крепость была построена основательно – с земляным валом высотой 3,5 метра, глубоким рвом и бойницами. Наступавшие потешные и солдатские полки должны были рыть траншеи, делать подкопы, взрывать крепостной вал и штурмовать крепость. Однако осаждавшие так быстро добились успеха, что Пётр распорядился отвести их на исходные рубежи и начать штурм заново.



Русская история в картинах. Часть 7.  Пётр Великий. 1682-1725 годы.


Андрей Рябушкин
Потешные Петра I в кружале
1892


На картине изображены солдаты новой, петровской, армии. После военных учений они пришли отдохнуть в “кружало” – так в ту пору называли трактир. На солдат с удивлением смотрят крестьяне: вроде и русские, а ведут себя как иноземцы, да и одеты “не по-нашему”.
В армии солдаты обретали свободу от бывших хозяев, им платили жалованье, что было очень соблазнительно для крестьян. И они, послушав рассказы бравых вояк, записывались в потешное войско.
Потешное войско возникло из Петрова полка, сформированного царём Алексеем Михайловичем для забав юного царевича. Поначалу, в 1682 году, у Кремлёвского дворца была создана особая площадка для военных игр, а уже три года спустя возле села Преображенского был построен военный лагерь – городок “Пресбург”, над устройством которого трудился сам Пётр.
Сначала “потешными” были юные ровесники царя, но в 1686 году в потешное войско стали зачислять и взрослых.
Год спустя были сформированы Преображенский и Семёновский полки, ставшие основой гвардии. Северная война дала возможность обоим полкам помериться силами с войсками Карла XII и покрыть себя славой на полях сражений.



Русская история в картинах. Часть 7.  Пётр Великий. 1682-1725 годы.


Илья Репин
Приезд царей Иоанна и Петра Алексеевичей на Семёновский потешный двор в сопровождении свиты


Район Лефортово в Москве когда-то называли Немецкой слободой. В те времена там жили не только немцы, но и люди других национальностей, которые приезжали в Россию, подолгу здесь жили и работали. “Немцыми” (от слова “немой”) на Руси называли всех иностранцев, не говоривших по-русски.
Неподалёку от Немецкой слободы располагалось село Преображенское, где молодой Пётр устраивал бои для “потешных” солдат. Повоюют, “поиграют в войну” и отправятся в Немецкую слободу, где после учебных боёв друг Петра, Франц Лефорт, устраивал пиры. По нескольку суток не ложились спать!
Пётр, которому нравилось проводить время с размахом и шумом, пытался приохотить к ним и старшего брата Ивана. Однако царю Ивану всё иностранное не нравилось, да и мало что могло его обрадовать: он был нездоров. На картине видно, как Пётр радуется кривляющемуся шуту, а хмурый Иван отворачивается от брата.
За иностранцами – они смотрят на Петра – видны солдаты “потешного” царского войска в зелёных мундирах иноземного образца. Преображенцы терпеливо ждут, когда их командир вспомнит о них.
Возле петровских солдат – стрельцы в красных кафтанах. Они сопровождают царя Ивана Алексеевича.



Русская история в картинах. Часть 7.  Пётр Великий. 1682-1725 годы.


Адольф Шарлемань
Пётр I накрывает заговорщиков в доме Цыклера 23 февраля 1697 года
1884


Пётр I стремительно вошёл в комнату, где собрались заговорщики во главе с полковником Цыклером. В минуту гнева лицо царя менялось – как следствие тяжёлого потрясения, перенесённого в детстве во время стрелецкого бунта. В такие минуты царь бывал страшен. Скор он был и на расправу с предателями.
После неудачного Азовского похода царь решил ехать за границу – “учиться побеждать”. Иван Цыклер, отправленный в почётную ссылку – строить крепость Таганрог, и его сообщники, недовольные деяниями Петра I, составили заговор. Они собирались поджечь дом, в котором должен был остановиться царь, и расправиться с ним во время пожара. Участниками заговора стали сокольничий Алексей Соковнин, который, как и его сестра, боярыня Морозова, был убеждённым старовером, и стольник Фёдор Пушкин.
Но царю донесли о планах заговорщиков.
Пётр помнил, что Цыклер был верным слугой его старшей сестры Софьи, а когда счастье изменило ей, он с лёгкостью переметнулся на его сторону. Всегда льстил, сладко улыбался и никогда не говорил правды.
Пётр I сам пытал предателя и многое узнал от него. Например, о том, как горячо его смерти желает сестра Софья и её друг, князь Иван Милославский…
Полковник Цыклер вместе с другими заговорщиками был казнён на площади в селе Преображенском.



Русская история в картинах. Часть 7.  Пётр Великий. 1682-1725 годы.


Василий Суриков
Утро стрелецкой казни
1881


Долгое время стрельцы были основой русской армии, защищавшей Русь от врагов. Они считали себя большой силой, которая может всё: кого захотят, царём поставить, безнаказанно казнить знатного боярина. Вели себя стрельцы дерзко, будто и не было царя на Руси.
Но царём на Руси был Пётр I. На картине он, восседая на коне, с гневом смотрит на арестованных стрельцов.
С детства Пётр помнил бунт, когда стрельцы устроили кровавую расправу над его родственниками – боярами Нарышкиными. На трон они хотели посадить сестру Петра, Софью.
Молодой царь решил положить конец своеволию стрельцов, казнить зачинщиков бунта, а остальных отправить из Москвы на окраины державы.
На картине за Петром I виден строй солдат нового образца. Они верны царю и пойдут за ним в огонь и воду. Вместе с ними царь и шведов победит, штыками прокладывая дорогу к Балтийскому морю, и на защиту новой столицы – Санкт-Петербурга – встанут.
Много стрельцов казнили в то утро на Красной площади.
Уходила в прошлое старая Россия – с кровью и слезами…



Русская история в картинах. Часть 7.  Пётр Великий. 1682-1725 годы.


Илья Репин
Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги в 1698 году
1879


Царевна Софья, которая правила Россией за “малолетних царей”, была умной и образованной. Со своими царскими обязанностями Софья неплохо справлялась. Она отправила русских дипломатов в Париж, решала “споры о вере”, создала Эллино-греческую академию – первое светское высшее учебное заведение России, - на основе которой в 1755 году был образован Императорский Московский университет.
Руководство важнейшими государственными делами при Софье Алексеевне сосредоточил в своих руках “царственной большой печати и государственных посольских дел оберегатель” князь Василий Галицын. Как дипломат он подтвердил мирный договор со Швецией и добился заключения выгодного мира с Польшей, организовал два похода против Крымского ханства, в которых лично возглавил войска.
Братья подросли. Старший Иван был молчалив, слаб здоровьем, а младший Пётр, крепкий и энергичный, сам хотел править Россией – и на свой лад. Начались беспорядки, в которых принимали участие стрельцы.
Пётр восстание подавил и отлучил сестру от власти, заставив постричься в монахини.



Русская история в картинах. Часть 7.  Пётр Великий. 1682-1725 годы.


Николай Матвеев
Против воли постриженная
1887


На картине изображена первая жена Петра I Евдокия Лопухина. На ней он женился по настоянию матери, - не по любви, а чтобы стать царём. На Руси считалось: если человек женат, значит, он уже взрослый. Значит, может самостоятельно управлять государством.
Прошли годы, и царь решил развестись с нелюбимой женой. Евдокия Лопухина не хотела разводиться с мужем и становиться монахиней, но Пётр I заставил её отправиться в Покровский девичий монастырь Суздаля и постричься в монахини.
Потом Пётр приговорил к смерти царевича Алексея – своего сына от Евдокии Лопухиной.
Спустя годы Пётр I умер, скончалась и его вторая жена, императрица Екатерина I. На трон взошёл Пётр II, сын убитого царя Алексея. Он вернул свою бабушку в Москву и заботился о ней.
С большим уважением к Евдокии Лопухиной относилась и императрица Анна Иоанновна.
Евдокия Лопухина прожила на свете 62 года. Она была похоронена на кладбище Новодевичьего монастыря в Москве.



Русская история в картинах. Часть 7.  Пётр Великий. 1682-1725 годы.


Лев Лагорио
На берегу пустынных волн…
1897


Лев Лагорио назвал свою картину строчкой из поэмы А.С. Пушкина “Медный всадник”. На ней изображён молодой царь Пётр I.
По замыслу художника, он стоит на том самом месте, где вскоре возникнет новый город, названный в честь апостола Петра – Санкт-Петербургом.
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам
И запируем на просторе…



Русская история в картинах. Часть 7.  Пётр Великий. 1682-1725 годы.


Валентин Серов
Пётр I
1907


Подставив грудь холодным ветрам Балтийского моря, Пётр I осматривает строящийся город – будущую столицу России. Особое внимание царь уделял строительству военного флота. Вслед за Петром спешат его учителя, советники, соратники. Они с трудом противостоят ураганному ветру.
Пётр I хотел перенести столицу России из Москвы в другой город. Но, по его мнению, подходящего для этой цели города не было. Значит, его нужно построить!
Северная война помогла решить этот вопрос. С одной стороны, город должен был надёжно защищать от шведов российские северные земли – и на суше, и на море.
Значит, нужно построить военный флот, чтобы с его помощью “расчистить путь” к Балтийскому морю. С другой стороны, с невских берегов – ближе к Европе. Отсюда кораблям легче добираться до Германии, скандинавских стран, Голландии и Англии. Да и у балтийских берегов сподручнее принимать заморских купцов…
Существует предание о том, как царь взял у солдата ружьё со штыком, вырезал из дёрна две полоски и уложил их крестом. Указав рукой на зелёный крест, он сказал: “Здесь городу быть”. Через 9 лет после закладки Санкт-Петербурга царь приказал чиновникам переезжать туда из Москвы. В следующем, 1713 году, в городе начал работу Правительствующий Сенат – главное государственное учреждение России.



Русская история в картинах. Часть 7.  Пётр Великий. 1682-1725 годы.


Александр Коцебу
Сражение под Нарвой 19 ноября 1700 года
1846


Не всегда русские войска выигрывали битвы, случались и поражения. С одного из них – битвы у города Нарва – и началась для России Северная война.
Сражение было проиграно, потому что Пётр I только создавал новую армию, а у шведского короля были уже закалённые в боях офицеры и солдаты. Крепости Нарва и Ивангород были укреплены и соединены мостом. Русским пришлось штурмовать сразу две крепости. Дело было осенью: холод, дожди, плохие дороги, по которым почти невозможно везти орудия. Не хватало ядер для пушек, еды для солдат…
Русские сражались храбро. Через двести лет русские гвардейцы поставили на месте сражения памятник. На нём надпись: “Героям-предкам, павшим в бою 19 ноября 1700 года”.
Северная война со Швецией длилась 21 год. Она потребовала военной реформы – для войны нужны были хорошо обученные солдаты и офицеры.
Кроме Нарвского, были и другие сражения: взятие Нотебурга (1702), успешное сражение за Ниеншанц (1703), взятие Дерпта и Нарвы (1704), Полтавская битва (1709), Прутский поход Петра (1711), морское сражение у мыса Гангут (1714), Гренгамский бой (1720).
По итогам Северной войны Россия стала империей, и получила долгожданный выход к Балтике – “прорубила окно в Европу”.



Русская история в картинах. Часть 7.  Пётр Великий. 1682-1725 годы.


Александр Коцебу
Штурм крепости Нотебург 11 октября 1702 года


Пётр I хотел, чтобы Россия имела выход к Балтийскому морю. Тогда бороздили бы морские просторы русские корабли, Россия торговала с западными странами. А Швеция, да и другие страны не желали появления соперника.
Один из героических эпизодов Северной войны – взятие крепости Нотебург.
Когда-то русские князья заложили здесь крепость Орешек. А Шведы построили городок-крепость Нотебург. Чтобы вернуть свои земли, в сентябре 1702 года русские полки начали осаду крепости. А штурм возглавил князь Михаил Голицын.
Шведы упорно отражали одну атаку за другой. Голицын приказал оттолкнуть прочь от берега лодки – “сжечь мосты”, - на которых его солдаты подплыли к стенам крепости: битва шла двенадцать часов. Наконец, шведы сдались.
Пётр I, помня древнее название крепости, сказал: “Крепок оказался этот Орех, но мы его, слава Богу, разгрызли…”
По приказу царя Нотебург переименовали в Шлиссельбург, что означает “ключ-город”. Это и был “ключ” России к выходу в Балтийское море.



Русская история в картинах. Часть 7.  Пётр Великий. 1682-1725 годы.


Николай Зауйервейд
Пётр I усмиряет ожесточённых солдат своих при взятии Нарвы в 1704 году
1859


Через четыре года после поражения от шведов под Нарвой, русские вернулись, чтобы победить. Теперь под стенами крепости стояли воины, имеющие боевой опыт.
Когда стало известно, что гарнизон Нарвы ждёт подкрепление, сподвижник Петра I Александр Меншиков предложил разделить русское войско на две части. Одни переоделись в синие мундиры – как у врагов: им предстояло изображать шведское подкрепление. А оставшаяся часть воинов – в русских зелёных мундирах, должна была… обороняться от “неприятеля”.
Шведы, услышав выстрелы, решили, что идёт подкрепление, а русские отступают. То, что солдаты стреляют мимо цели, а пушки палят поверх голов, шведы не заметили. Русские начали расходиться в стороны, пропуская “подкрепление” к крепости, и шведы поспешили на выручку. Тогда они и увидели, что это русские солдаты…
Пётр предложил начальнику гарнизона сдать Нарву, но шведы ответили отказом. Начался штурм.
Русские с боем взяли Нарву, но офицерам едва удавалось сдерживать воинов: они мстили за погибших товарищей.
Сдавшемуся гарнизону соседнего Иван-города было позволено сесть в лодки и уплыть в Выборг.



Русская история в картинах. Часть 7.  Пётр Великий. 1682-1725 годы.


Алексей Кившенко
Полтавский бой. Шведы преклоняют знамёна перед Петром I. 1709 год.


27 июня 1709 года состоялся крупнейший бой в ходе Северной войны. Когда Полтавское сражение завершилось, шведы склонили свои знамёна перед победителями.
В 1708 году Карл XII принял решение атаковать центральную Россию – и захватить Москву. Во время похода он повёл армию на Украину, гетман которой перешёл на сторону шведов. Измена Мазепы была болезненно воспринята в России: он был лишён звания кавалера ордена Андрея Первозванного. Для Мазепы сделали орден Иуды, предали его анафеме, а чучело протащили по улицам – и “повесили”. Мазепа оказался плохим союзником и для Карла. Вместо 20 тысяч казаков, он выставил две.
Гетманом Украины был избран Иван Скоропадский – на картине он неподалёку от царя.
Шведы пошли в наступление до рассвета, но были встречены казачьей и калмыцкой конницей под командованием Меншикова.
Так начался Полтавский бой. Был момент, когда под напором шведской пехоты наши полки дрогнули. И Пётр сам повёл в бой русских солдат.
Карл XII пытался воодушевить своих воинов личным присутствием. Но ядро разбило повозку короля, и он упал. Король приказал посадить себя на скрещенные пики, чтобы все видели его, но и это не подняло боевого духа шведских воинов. Под натиском русских шведы начали отступление.
В сражении шведы потеряли свыше 9 тысяч убитыми. Русские – почти в семь раз меньше. 18 тысяч шведов было взято в плен.



Русская история в картинах. Часть 7.  Пётр Великий. 1682-1725 годы.


Иван Айвазовский
Пётр I при Красной Горке зажигающий костёр на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим
1846


Картину “Пётр I при Красной горке зажигает костёр для подачи сигналов флоту” художник Иван Айвазовский написал в 1846 году, а изобразил на ней события, которые произошли за 132 года до этого. Сейчас эта картина хранится в Государственном Русском Музее.
Форт Красная горка – морская крепость.
Пётр I построил целую систему Кронштадских фортов для обороны столицы Российской империи.
…На Балтийском море начался страшный шторм. Яркие вспышки молний лишь на мгновение выхватывали корабли из ночной тьмы. Огромные волны поднимали их вверх и бросали вниз, словно лёгкие щепки.
Как же узнать, где берег, как не налететь на острые скалы? Кто подаст морякам, попавшим в беду, сигнал и спасёт, казалось бы, от неминуемой гибели в морской пучине?
Спасителем оказался царь Пётр I. Стоя на высоком берегу, он зажёг яркий костёр, и взметнувшееся в ночное небо пламя, как маяк, указало морякам, куда им плыть. Решительные и умелые действия Петра Великого спасли морякам жизнь.



Русская история в картинах. Часть 7.  Пётр Великий. 1682-1725 годы.


Алексей Боголюбов
Сражение при Гангуте 27 июля 1714 года


Гангутское морское сражение произошло в 1714 году в ходе Северной войны. Это было первое крупное сражение русского флота, и командовал им сам Пётр I. Первое сражение – и первая победа на море! Царь приравнивал сражение у мыса Гангут к Полтавской битве.
Генерал-адмиралу Ф.М. Апраксину нужно было доставить десант в город Або (ныне финский город Турку), но путь преграждал шведский флот. У русских – гребные суда, у шведов – корабли с пушками.
Пётр I – он участвовал в сражении в качестве контр-адмирала Петра Михайлова – придумал двойную хитрость: если нельзя обойти шведский флот по морю, надо построить настил из досок и перетащить по нему галеры. Шведы проведали о манёвре и часть кораблей отправили встречать русских там, откуда они должны ударить по шведам. Целью моряков на других судах было “разделаться” с главными силами русского флота.
Утром 26 июля было безветренным, и парусные суда стояли в неподвижности. Гребные суда были быстры и манёвренны. Русский авангард обошёл полуостров Гангут, блокировав часть флота неприятеля. На другой день, с подходом главных сил, атаковали шведов. Это была полная победа.
В центре картины – главный корабль шведов “Элефант”.



Русская история в картинах. Часть 7.  Пётр Великий. 1682-1725 годы.


Алексей Боголюбов
Первое сражение русского корабельного флота под командой Н.А. Сенявина около острова Эзель со шведским флотом
1866


Бой у острова Эзель в Балтийском море произошёл в конце Северной войны – 24 мая 1719 года.
Корабли под командованием капитанов Сенявина и Зотова на рассвете заметили три корабля. Не дожидаясь подхода русской эскадры, корабли капитанов “Портсмут” и “Девоншир” на всех парусах отправились в погоню. Приблизившись на расстояние артиллерийского огня, они произвели два выстрела, чтобы заставить капитанов кораблей обозначить свою принадлежность. После второго выстрела там взвились шведские флаги.
“Портсмут” вступил в артиллерийскую “дуэль” со шведским флагманом, стремясь отрезать его от фрегата и бригантины. Бой продолжался более трёх часов. Корабль Сенявина потерял все штанги и марселя, но, развернувшись к неприятелю, картечными залпами бортовых орудий вынудил фрегат и бригантину спустить флаги.
Шведский флагман пустился в бегство, но в погоню за ним отправились подоспевшие русские корабли “Ягудиил” и “Рафаил”. Через три часа линейный корабль был настигнут и после упорного сражения сдался на милость победителей.
Пётр I назвал эзельскую победу, первую морскую победу без применения абордажа, “добрым почином Российского флота”.



Русская история в картинах. Часть 7.  Пётр Великий. 1682-1725 годы.


Николай Ге
Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе
1871


Алексей, старший сын Петра Великого от первого брака с Евдокией Лопухиной, до восьмилетнего возраста воспитывался матерью во враждебной Петру I среде. Он ненавидел отца и неохотно выполнял его поручения, особенно военного характера. Алексей Петрович считался человеком безвольным и нерешительным, чем пользовались враги царя из числа боярства и духовенства, противодействовавшие политике реформ.
Алексей любил всё русское и, если бы занял русский трон после смерти отца, то отказался бы от политики, которую проводил Пётр I.
Царь не мог допустить, чтобы страна, которую он пытался изменить на западный манер, снова стала прежней. Потому и пожертвовал сыном.
Угрозами и посулами Пётр вернул из-за границы сбежавшего сына и заставил его отречься от прав на престол, после чего передал верховному суду, осудившего Алексея на казнь. Через два дня после приговора он был задушен в Петропавловской крепости.
Прежде чем отдать Алексея Петровича под суд и предъявить ему обвинение в предательстве государственных интересов, царь Пётр I решил сам допросить царевича…



Русская история в картинах. Часть 7.  Пётр Великий. 1682-1725 годы.


Станислав Хлебовский
Ассамблея при Петре I
1858


Пётр I устраивал “ассамблеи”, куда должны были приходить знатные и богатые люди – общаться друг с другом, играть в шахматы и шашки. Приходить нужно было с жёнами и взрослыми детьми. Одеваться надлежало по-иноземному.
Указ “об ассамблеях” император подписал в 1718 году, но следить за его исполнением времени у него не было: то со шведами воевал, то корабли строил… Поэтому на ассамблеи ходили редко. Когда же Пётр от забот и хлопот немного освободился, он стал следить за тем, чтобы ассамблеи стали частью жизни. Он говорил, что это “делается не только для забавы, но и для дела; ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить”. Боясь разгневать императора, на “собрания” являлись с соблюдением всех императорских предписаний.
Поначалу вели себя робко: царь следил, чтобы всё было, как он в указе написал.
Но потом и танцевать научились, и в шахматы играть, и с иностранцами на их языках разговаривали, и торговые сделки заключали.
Для молодых людей Пётр приказал написать книгу “Юности честное зерцало”, где было описано, как правильно вести себя в приличном обществе. Её много раз переиздавали – все хотели знать правила поведения, чтобы на ассамблеях “не ударить в грязь лицом”.



Русская история в картинах. Часть 7.  Пётр Великий. 1682-1725 годы.


Пётр Шамшин
Пётр Великий спасает утопающих на Лахте
1844


Лахта – залив на берегу Финского залива и исторический район в Санкт-Петербурге.
В начале XVIII века близ Лахты находилась усадьба Петра I “Ближние Дубки”. Здесь в ноябре 1724 года Пётр I спасал попавших в беду людей.
5 ноября 1724 года царь из Дубков возвращался в Петербург и вдруг увидел, как плывущий из Кронштадта небольшой корабль с солдатами сел на мель. Пётр велел приблизиться к судну и стал помогать солдатам стаскивать бот с мели, спасая тех, кто сам не мог выбраться из воды.
Стоя по пояс в холодной воде, он простудился и оправиться от недуга уже не смог. 28 января 1725 года Пётр I умер.
Там, где произошло трагическое событие, была построена часовня. Под охраной находилась и “Петровская сосна” (к настоящему времени не сохранилась).
В 1909 году в честь спасения императором тонущих людей был установлен памятник.



Русская история в картинах. Часть 7.  Пётр Великий. 1682-1725 годы.


Алексей Антропов
Портрет Петра I
1770


Пётр I вошёл в русскую историю как первый российский император, одержавший ряд военных побед и прорубивший “окно в Европу”. Царь-реформатор живо интересовался всем, что могло сделать Россию сильнее: он перенимал опыт западных стран в развитии промышленности, торговли, науки и культуры. Он и сам обучался всему новому и овладевал такими профессиями, про которые можно было бы сказать: “Не царское это дело”. Петру Великому было дело до всего, что могло укрепить Российскую державу. Тем он и велик.
Он лично руководил созданием русского флота и регулярной армии, возглавлял армию в походах и сражениях. Пётр провёл реформы государственного управления. По его инициативе создавались мануфактуры и заводы, строились верфи и пристани, открывались многие учебные заведения, была создана Академия наук.
Реформы Петра I проводились жестокими средствами, путём крайнего напряжения людских и материальных сил. Порой это приводило к восстаниям. Однако в результате слома традиций, суровых реформ и тяжёлых войн, Россия сумела сократить отставание от передовых европейских стран и добилась признания статуса великой державы.

Предыдущие посты серии:
Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная
Русская история в картинах. Часть 2. Крещение Руси. X-XII века.
Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.
Русская история в картинах. Часть 4. Великое княжество Московское. XV-XVI века.
Русская история в картинах. Часть 5. Смутное время. Конец XVI века – 1613 год.
Русская история в картинах. Часть 6. Начало династии Романовых. 1613-1682 годы.


smile

4 не понравился
37 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Комментарии

 
 

 
 
 
kaa
Дата:
(30 апреля 2016 20:48)
#1
капец Софья Алексеевна страшная
 
самый дешевый в мире товар - это ваше мнение обо мне
Вологодская область > Вологда [ссылка]
8 / 0
 
 
 
 
 
 
Слепой Пью
Дата:
(30 апреля 2016 20:56)
#2
Цитата: kaa
капец Софья Алексеевна страшная

Но с Петром то, они практически, одно лицо.
 


Дело сделано...
Томская область > Северск [ссылка]
18 / 0
 
 
 
 
 
 
Странник
Дата:
(30 апреля 2016 21:15)
#3
шикарнейший пост!!!!!!!!!!!!!!!
Томская область > Северск [ссылка]
7 / 1
 
 
 
 
 
 
KAMAZ6460
Дата:
(30 апреля 2016 21:19)
#4
Голландцы до сих пор помнят нашего Петю. Царь не был белоручкой.
Так вот про голландцев. Извиняюсь за невежество,но мне неведомо название праздника ,на котором собираются старинные парусники. Так вот там при появлении каждого парусника раздается выстрел. Один выстрел! А наш Крузенштерн встретили двумя выстрелами!
Томск [ссылка]
8 / 0
 
 
 
 
 
 
Слепой Пью
Дата:
(30 апреля 2016 21:22)
#5
И.Н.Никитин "Петр I на смертном ложе" ( 1725г, холст, масло, 82 x 60,5 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург )

Картина Никитина воспринимается как реквием по "отцу отечества".
Сразу после смерти Петра Никитин был приглашен запечатлеть мертвого императора. На портрете царь изображен, одетый в белую рубашку, прикрытый по грудь желтоватой драпировкой и синей с горностаем мантией.

Образ Петра I полон величавой торжественности. Портрет пронизан настроением глубокой искренней скорби: для Никитина Петр был не только император, а близкий и хорошо знакомый человек, чья смерть явилась для художника личной утратой. Мастер прослеживает каждую морщинку, каждую складку, каждую прядь волос, как бы чувствуя свою ответственность перед грядущими поколениями.
Смерть уже исказила лицо Петра, но, глядя на изображение мертвого императора, можно понять его прижизненное величие.

Портрет был передан в 1762 году по распоряжению императрицы Екатерины II из старого деревянного Зимнего дворца на Невском проспекта близ Полицейского моста в Императорскую Академию художеств. Его автором называли И. Н. Никитина, И.-Г. Таннауера, Андрея Матвеева.
Современные исследователи считают картину безусловной работой И.Н. Никитина, что подтверждается ее технологическим анализом.

 


Дело сделано...
Томская область > Северск [ссылка]
21 / 0
 
 
 
 
 
 
Дибенко
Дата:
(1 мая 2016 09:29)
#6
Неоднозначная личность.
Томск [ссылка]
3 / 0
 
 
 
 
 
 
Нед Старк
Дата:
(1 мая 2016 10:16)
#7
Цитата: kaa
капец Софья Алексеевна страшная
Сделаем скидку, что художник Репин придумал эту Медузу Горгону сам, и порядком нагнал драматизму.

У Даниила Гранина есть годная книжка на тему неоднозначной личности - "Вечера с Петром Великим".
Пермский край > Пермь [ссылка]
11 / 0
 
 
 
 
 
 
Бухарик
Дата:
(1 мая 2016 20:52)
#8
В центральном военно-морском музее много картин А. Боголюбова. Летом поеду в Питер, посмотрю
 
Я не грустный, я трезвый
Томская область > Северск [ссылка]
3 / 0
 
 
 
 
 
 
NikoniX
Дата:
(1 мая 2016 21:44)
#9
Томская область > Северск [ссылка]
3 / 0
 
 
 
 
 
 
Бесконечность
Дата:
(3 мая 2016 12:19)
#10
С удовольствием прочитала всё ! Огромное спасибо за пост ! :) В избранное .

С удовольствием прочитала всё ! Огромное спасибо за пост ! :) В избранное .
Томск [ссылка]
3 / 0
 
 
 
 
 
 
san13
Дата:
(4 мая 2016 00:34)
#11
бляапять lol
 
Санкт-Петербург [ссылка]
2 / 2
 
 
 
 
 
 
Zy
Дата:
(4 мая 2016 12:18)
#12
Мдеее, опыт, перенятый Петром у Европы позволил Московии стать Российской Империей, и импульса к экспансии хватило до середины XIX века, с 1825 года мы встали на путь самобытности, православия, народности, самодержавия и прочих глупостей. В итоге потерпели поражение в Крымской кампании, а потом случилось поражение от Японии и развал Империи в результате Первой Мировой... Развал, собственно продолжается до сих пор, до сих пор история ничему не учит.
Томская область > Северск [ссылка]
2 / 0
 
 
 
 
 
 
vladimir-martynov
Дата:
(4 мая 2016 13:20)
#13
Если бы ни Петр Великий, то Россия была бы как Тибетское царство. Война – это способ быстро возвыситься.
Томск [ссылка]
2 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх